В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/3
Общество
Яреньга, плывущая сквозь время: музей поморского быта отмечает день рождения

Яреньга, плывущая сквозь время: музей поморского быта отмечает день рождения

06.08.2021 18:55Владислав КОРЕЛИН
Музей в доме культуры старинной поморской деревни открыл свои двери в августе 2017 года.

Через год музей презентовал экспозицию под открытым небом, на которой представлены традиционные поморские промысловые суда — карбасы. А 6 декабря 2020 года открылась новая выставка «Яреньга. Сквозь волны времени» — результат совместной работы деревенского музея и Музея народных промыслов и ремёсел Приморья. Проект поддержала и администрация Приморского района.

Карбас-кормилец

— Если в южной полосе кормилицей считалась корова, то у нас на Севере кормильцем был карбас, — рассказывает директор ДК Яреньги Александра Серухина.

В центральной части выставочного пространства разместился киль карбаса, который делают из двух корневищ дерева. Затем на него нашивают доски — набои, скрепляющиеся специальными инструментами — струбцинами, действующими по принципу бельевых прищепок. После лопаткообразным сверлом проделывают отверстия, куда продевают можжевеловый корень. На финальной стадии «шитья» карбаса его конопатят смолой. Парус заказывали в Соломбале или ткали сами на ткацком станке.

Макет бота.Макет бота.

На таком вот карбасе яреньжане ходили на зверобойный и рыбный промысел. Нерпу добывали ради жира, а мясо в основном шло на приваду — приманку для капканов. Из шкуры изготавливали сумки — кисы, ремни, бахилы, подошва которых крепилась деревянными гвоздиками.

Сети для нерпы — юнды — вязали из льняных нитей иглами-шуйками. Делали их с поплавками, но без груза, чтобы нерпа запуталась. В других же сетях для утяжеления использовали кибасы — камни, оплетённые берестой.

На зверобойный промысел выходили по льду на охотничьих лыжах, позже стали использовать зверобойные лодки. В музее-парке представлена зверобойная лодка 1957 года постройки, рассчитанная на четверых человек. Сшил её местный житель Филипп Агеев. Однажды вместе со своей бригадой он попал в шторм, лодку вынесло в горло Белого моря. Десять дней они гребли домой и выплыли около Пертоминска.

Зверобои брали с собой дрова, кирпичи, глину и лист железа для того, чтобы при необходимости развести костёр прямо в лодке. Прихватывали и воду, которую грели в котелках, а также сушёную рыбу — сушик, которую там же и варили.

Котелок и «смертный узел»Котелок и «смертный узел»

Небесный покровитель

Обязательным атрибутом был смертный узел — комплект чистой одежды, которую надевали, если понимали, что смертный час пробил. И молились богу о спасении. Если же оставались живы, то отправлялись на Соловки послушниками на какой-то период либо же отдавали свою добычу монастырю.

Связь с богом у промысловиков была тесная: макеты судов относили в церковь с надеждой на защиту в шторм. В музее можно увидеть макет бота начала XX века, который принадлежал купцу Плашкову, торговавшему с Соловками. Особо почитали поморы Николая Чудотворца. Икона с его изображением, проделавшая путь в Яреньгу из Астраханской области, нашла свое место в экспозиции.

Ну, а дома справляли обряд проводов на путину: выпивали напиток в братинах, таким образом «братаясь» друг с другом. Молодёжи разрешали пить вволю, ведь с промысла они могли и не вернуться.

Промысел на семужьей тоне в соседней Лопшеньге запечатлён на картине архангельского живописца Владимира Сараева, представленной в музее. Изначально она была среди старых экспонатов, часть которых перенесли в сарай, когда готовили помещение для будущей выставки: меняли пол и окна, красили стены. На картину обратил внимание художник из Архангельска Рашид Сагадеев, который и установил подлинность, а также провёл частичную реставрацию холста.

Музейная работа не останавливается, готовится ещё одна экспозиция — «Яреньга. Знать, чтобы помнить», где будут представлены предметы и истории жителей Яреньги — тружеников тыла и солдат Великой Отечественной. Помещение для нее уже готово. Жители деревни с радостью помогают музею.

— Экспонатов приносят много. Некоторые даже привозят на тележке. Сейчас, например, поступил интересный предмет — специальная линейка для обмера объёма дерева на корню. Также собираем и сканируем старые фотографии яреньжан, часть из них представлена на новой выставке , — рассказывает Александра Серухина.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.