Ставка по Арктической ипотеке сохраняется неизменной — 2% годовых
Общество
На бескрайних дорогах Русского Севера: первый автомобиль в Архангельске

На бескрайних дорогах Русского Севера: первый автомобиль в Архангельске

10.07.2021 09:13Роман ЗАЛЫВСКИЙ
«Регион 29» продолжает публикацию материалов, посвящённых истории путей сообщения и транспорта на Русском Севере.

В первом тексте мы познакомили читателей с их автором Романом Залывским, а теперь же переходим к сообщениям непосредственно «по теме». И так, вашему вниманию — история появления в Архангельске первого автомобиля.

Первый автобус на улицах Архангельска

Это может показаться крайне неожиданным, но именно Архангельск стал первым российским городом, в котором началось маршрутное движение автобуса. Одновременно этот самый автобус стал и первым автомобилем в тогда ещё Архангельской губернии.

Однако, как и многие новинки, автобус имел нелёгкую судьбу. Выезду нового вида транспорта на архангельские деревянные улицы предшествовали бурные дебаты в Городской Думе. Но перед прогрессом народные избранники устоять не смогли: как сообщила газета «Архангельск», № 28, от 11 февраля 1907 года, на заседании Городской Думы утвержден контракт »…съ устроителем автомобильного движения в городе Н.Н.Белым…» (стиль и орфография текста сохранены — прим. «Регион 29»). И уже летом того же года в городе появились первые автобусы немецкой фирмы NAG (именно эту модель в том году продемонстрировали в Санкт-Петербурге на международной автовыставке).

Первый автобус привезли в Архангельск по железной дороге. Данное событие вновь не осталось без внимания прессы: «въ настоящее время на станцiю ж/д уже прибылъ первый пассажирскiй авт-ль… Экипаж очень большой и тяжелый — весъ его более 300 пудовъ…» (почти пять тонн — прим. «Регион 29»). Рассчитан автобус был на 16-25 пассажиров, мощность его двигателя составляла 24-26 лошадиных сил.

«Автомобиль первый полученъ въ Архангельске 1ъ июля» — чуть позже сообщала та же газета «Архангельск» (№ 150 от 18 июля 1907 года), — новоприбывший «волшебный конь», как говорила, смотря и крестясь, какая-то старушка, уже проломалъ мостки у дома, где находится Троицкая аптека Брольницкаго, во дворе котораго место стоянки пока еще одного, а въ будущемъ целой «эскадры» автомобилей». После этого и ряда аналогичных инцидентов, под стоянку автобусу соорудили замощенные булыжником места.

На следующий день городская газета писала уже следующее: «Автомобильное движение официально открыто вчера. Пробежавший по Троицкому проспекту автомобиль был особенно шумно встречен жителями Кузнечихи… с появлением на улицах города автобусов не только мальчишки, но… и почётные отцы семейств… буквально преследовали автомобиль, горя восторженным желанием скорее «прокатится»».

Отметим, что в 1908 году Архангельск протянулся вдоль Северной Двине на двенадцать верст (почти 13 километров — прим. «Регион 29»), с максимальной шириной в три версты (около трёх километров — прим. «Регион 29»). Маршрут автобуса шёл через всё правобережье: по проспекту Троицкий от больницы (ныне — 1-я ГКБ) до монастыря (ныне — перекресток Набережной и улицы Урицкого). И хоть изначально точного расписания не имелось, автобус горожанам понравился. Дело в том, что на конного извозчика у большинства населения денег не хватало, а проезд в автобусе стоил гораздо меньше — пять копеек, то есть, в семь-восемь раз дешевле. Вскоре после начала движения автобуса на Троицком проспекте появились таблички с указанием остановок, а затем и расписание движения. С течением времени ввели и правила пользования новым для горожан видом транспорта.

В сентябре 1907 года предприниматель Андрей Деньгин (которому, очевидно перешло владение бизнесом) приобрел ещё один автобус, который вышел на маршрут с 20 числа того же месяца. Хоть ряд источников и сообщает, что автобус был такой же, как и «первенец», с этим можно поспорить. Новый автобус вмещал 11-15 пассажиров, а его масса его не превышала четырёх тонн. Так что, скорее всего, он был несколько меньших размеров, возможно хоть и той же марки, но другой модификации.

История автобуса в Архангельске не была безоблачной. 14 октября 1907 года оба самодвижущихся экипажа сгорели в гараже. Причины пожара установить не удалось, но помимо сторонников у автобусов были и свои противники — например, извозчики. Так что всему виной возможно (возможно!) были именно зависть и конкуренция со стороны поклонников менее прогрессивных средств передвижения.

Но прогресс было уже не остановить и к концу октября в Архангельск на замену сгоревшим прибыли новые автобусы. Перевозка пассажиров возобновилась уже в октябре 1907-го, но продолжалась она лишь до декабря того же года. Потом, очевидно, по погодным условиям и дорожному состоянию, движение автобусов прекратили до апреля. Не возобновилось оно и в мае.

Вновь на улицы Архангельска автобусы вышли лишь в 1910 году. С тех пор они стали неотъемлемой частью архангельских улиц, постепенно вытеснив извозчиков. К слову, регулярные автобусные пассажирские перевозки в обеих столицах России начались лишь спустя 4 месяца после архангельского события: 11 ноября 1907 года в Санкт-Петербурге и лишь летом 1908 года — в Москве.

Появление автобусов и автомобилей в нынешнем СЗФО

В Карелии первый автомобиль появился лишь в 1910 году — принадлежал он повенецкому купцу Захарову, который ездил на нём из Повенца до местечка Ладожский Скит в Повенецком районе. А первый общественный автомобильный транспорт там появился лишь пять лет спустя — в 1915 году. Причём, вплоть до 1920-х годов автобусы и автомобили частных и государственных перевозчиков обслуживали В Петрозаводске направление Гостиный двор — железнодорожная станция. Другие автобусные маршруты в городе появились лишь в конце 1920-1930-х годов.

В середине 1920-х в столице Карелии существовали пригородные маршруты автомобилей на восемь-десять мест на Кивач, а также из Петрозаводска в Сулажгоры, Святозеро, до Спасской Губы, Деревянного, Ропручья. В 1927 году открыли движение между Лодейным полем и Олонцом, в 1928-м — между Повенцом и Медвежьей Горой, а в 1929-м между Ухтой и Кемью.Однако в целом насыщение автомобилями северных регионов Российской Империи, а затем и Страны советов шло с большим трудом. Так, к 1915 году во владении жителей Петрозаводска был всего один автомобиль и несколько мотоциклов.

Что касается других регионов СЗФО, то по данным государственного архива Мурманской области, в 1932 году в Мурманске насчитывалось только 11 автомашин, из которых четыре принадлежали пожарным организациям. Легковых машин в городе и вовсе не было, зато присутствовали два мотоцикла. Регулярные автобусные перевозки начались в городе в 1934 году — на автобусе, выполненном на базе грузовика ГАЗ-АА.

На территории нынешней республики Коми первый автомобиль появился в 1913 году. На нем катались зажиточные владельцы Кажимского чугунного завода. В марте 1922 года в Усть-Сысольске появился мотоцикл. Любопытно, что летом 1925 года Кирульский сельсовет обратился в Коми облисполком с просьбой «о прекращении бездельной езды на автомашинах и велосипедах по Кирулю, ибо убытки действительно есть, и население волнуется». Первый в национальной республике автобус появился в 1934 году.

Отметим, что в 1928 году, по данным журнала «За рулём», в мире насчитывалось около 30 миллионов автомашин, из них на СССР приходилось лишь 20 тысяч, причем на ходу — не более трети от этого количества. В Архангельской же области на первое октября 1929 года имелось 122 автомашины (включая мотоциклы), без учёта военных. Из них: автобусов — два; грузовых — 28; мотоциклов — 37; специальных (строительных и прочих) — 37. Водителей также было немного: всего-то около ста человек. В те годы основной акцент механизации делался на село и создание тяжелой промышленности. Поэтому и развитие получала тяжелая, зачастую, даже не совсем и дорожная, техника: согласно данных за 1938 год, в Архангельской области в 34 МТС было 1119 тракторов, 145 грузовых автомашин, 185 комбайнов. По соседям известно, что в соседней Карелии к 1935 году насчитывалось 572 автомашины. К первомайской демонстрации 1935 года в центре республики Коми Сыктывкаре участвовала колонна из 23-х автомашин. В 1941 году в республике насчитывалось уже 3032 автомашины, из них в лагерях ГУЛАГАа числилось 2143 автомобиля.

Источники информации:

«708-й на связи», 2001 год 18 января;

Гостев И: «Начало положил Архангельск». «За рулём», 1987 год № 9;

Смекалкина Юрия: «В традиции — быть первым». Газета «Архангельск», 2002 год 31 августа;

Газета «Правда Северо-Запада», 2012 год 18 июля;

Овчинникова Ирина: «Архангельскому автобусу -100!». «Регион-Архангельск, » 2007 год 19 июля;

«Первый автомобиль». Газета Красная Карелия, 1935 год 24 августа;

Овчинников В.П., Соколов Г.М.: «Север индустриальный», 1979 год.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.