В субботу в библиотеке имени Добролюбова стартовал фестиваль шрифта, типографики и визуальных экспериментов Typomania. На сей раз в Архангельске он был посвящён не просто шрифту, но «Шрифту» — онлайн-журналу и издательству. В наш город приехали его редакторы, светила дизайна Рустам Габбасов и Евгений Юкечев.
Рустам Габбасов окончил мастерскую прозы Литинститута имени Горького, учился в «Британке» на курсе «Шрифт и типографика», а теперь преподаёт историю шрифта в Президентской академии (РАНХиГС). Евгений Юкечев создал шрифт для «Коммерсанта» и других журналов, читает лекции и проводит мастер-классы, сотрудничает с крупнейшим российским шрифтовым магазином «Паратайп».
Фестивалю в Добролюбовке предшествовал онлайн «Марафон славянских буквиц», а само открытие произошло буквально накануне Дня славянской письменности и культуры. 22 мая редакторы «Шрифта» прочитали большую лекцию, которая произвела фурор среди архангельских дизайнеров, а после открыли выставку «Книга как процесс».
Казалось бы, это всего лишь два десятка планшетов — но это одновременно и скрупулёзная, и откровенная, и временами забавная хроника выпуска нескольких книг, выходивших в «Шрифте», — буквально от и до. Как выбирали шрифты, как верстали, как делали макет, — всё там. Кстати, эти баннеры с воспроизведёнными этапами выпуска книг сверстали архангельские дизайнеры — Виктор Тяпков и Екатерина Чащина.
Конечно, это выставка для посвящённых или, по крайней мере, для интересующихся. И те, и другие нашлись. Но в то же время это проект для всех, кто любит книги. Ведь от того, как она сделана, зависит то, как она будет читаться. И тут важно не только, чтобы от шрифта и кеггля не болели глаза, но и то, чтобы читать было приятно. Ведь пить кофе можно и из пластикового стакана, — а можно из тонкой фарфоровой чашечки. Коктейль «Маргарита», наверное, можно выпить и из обычного стакана, но ведь неспроста же придумали для него специальный фужер, который так и называется?
Человеку непосвящённому гости Добролюбовки могли показаться какими-то гиками, но в библиотеке им внимали как настоящим гуру. К тому же, люди увлечённые своим делом, каким бы ни было это дело, всегда невероятно обаятельны. И Рустам Габбасов и Евгений Юкечев не исключение.
— Мы делаем буквы, пишем про буквы, издаём книги про буквы, — сказал главред «Шрифта» Евгений Юкечев. — Это всё очень герметично, скучно иногда, но в целом мы искренне любим то, что мы делаем.
Одной из книг, в процесс вёрстки которой посвятили зрителей, стал «Путеводитель по кириллице», родившийся из журнальных обзоров и списков лучших шрифтов за пять лет.
В ней читателей пригласили в «путешествие во времени и пространстве от первого Болгарского царства до Королевства Нидерландов, от Америки до Казахстана», и чтобы это действительно была славная поездочка, всё должно было быть идеально. Эта же книга помогает, по словам Евгения Юкечева, справиться с муками выбора из сотен и тысяч вариаций кириллических шрифтов.
— Мир кириллицы за последние 10-15 лет существенно вырос, — пояснил Евгений Юкечев, — драматично вырос. Но не всегда качество поспевает за количеством. У нас есть чудесная Алиса Воробей, за глаза которой мы переживаем больше всего: она 20 часов тратит на то, чтобы за каждый квартал всё, что вышло с кириллицей, собрать в список. Таким образом мы выступаем как сито шрифтового многообразия. Нам хочется показывать не только хорошее, но и новое, уникальное.
Рустам Габбасов напомнил, что кириллица — это ведь не только русский алфавит.
— Кириллица — это система письменности, которая обслуживает около 120 языков, — отметил он.
Ещё одна книга, в процесс вёрстки которой посвящает выставка, — это «Много букв» — сборник интервью, опубликованных в журнале «Шрифт» с 2013 по 2020 год. Работа над книгой заняла по меньшей мере три года. Издатели сразу поняли, что просто скопировать тексты с сайта не получится. Было ясно, что нужно работать тоньше. Например, придумали менять ширину колонок текста в зависимости от динамики разговора и от темперамента беседующих.
А ещё для этой книги Евгений Юкечев создал два новых шрифта. Основной — Corpus — мог бы стать шрифтом журнала Esquire, но не стал. Создавая его для этого денди-журнала, дизайнер задумал его, с одной стороны, нейтральным, а с другой — «щеголеватым». В версии 2.0 он стал ещё более спокойным и убористым. Зато второй шрифт — Struve — получился «гротесковым с умеренными причудами». Ему, по словам Евгения, свойственны неправильные пропорции и «наглость характера».
Выставка «Книга как процесс» — только первая ласточка фестиваля Typomania в Архангельске. 29 мая фест высадится в музейном дворике на Поморской, 3. Там пройдёт уличная плакатная выставка дизайнеров Энеа Бортоне (Швейцария) и Икки Кобаяши (Япония), а также большой опен-эйр — ярмарка креативных индустрий, мастер-классы и концерт «Шести мёртвых болгар».
5 июня Typomania вернётся в Добролюбовку: в библиотеке откроется сразу две плакатных выставки — внутри и снаружи.
Напомним, что фестиваль Typomania в Архангельске организовало объединение дизайнеров «Плакат-центр». Его в этом поддержали ЦСИ Архангельск (победитель конкурса «Поддержка центров социальных инноваций» программы «Эффективная филантропия» благотворительного фонда Владимира Потанина), Центр современного искусства ARKA, региональное министерство по делам молодёжи и спорта, областной Дом молодёжи и, конечно, библиотека имени Добролюбова.