Общество
Работа в геймдеве: где можно научиться аспектам разработки видеоигр, сложно ли устроиться в индустрию, какие личные качества нужны

Работа в геймдеве: где можно научиться аспектам разработки видеоигр, сложно ли устроиться в индустрию, какие личные качества нужны

05.05.2021 09:47
О своём опыте работы в геймдевелопменте «Региону 29» рассказала игровой сценарист и нарративный гейм-дизайнер Оксана Чистовская.

В современном мире индустрия видеоигр является одним из наиболее крупных сегментов сферы развлечений. В 2020 году мировая выручка от видеоигр, не без участия карантинных мер из-за COVID-19, составила почти 180 миллиардов долларов. При этом мировая киноиндустрия и вся спортивная индустрия Северной Америки вместе взятые заработали меньше — около 175 миллиардов (опять же, без влияния коронавируса не обошлось).

Подобная тенденция наблюдается и в России, где из-за пандемии игровой рынок в 2020 году вырос на 35 процентов — до 163,4 миллиардов рублей (больше двух миллиардов долларов).

Данные финансовые показатели (просто для сравнения: 180 миллиардов долларов — это заработок российского поставщика вооружений компании «Рособоронэкспорт» за 20 лет), да и не только они говорят о том, что индустрию видеоигр вполне можно рассматривать как перспективное направление для будущей карьеры. Видеоигры сейчас — это не только какие-то безделушки для детей. Они могут быть и крупными медиафраншизами, над которыми работают сотни высококлассных и высокооплачиваемых специалистов.

Что касается геймдевелопмента в РФ, то в настоящее время в стране действуют ряд крупных компаний, но заняты они, в основном, в сегменте казуальных игр. Местные студии, конечно, работают и над крупными играми для ПК и консолей, но не так активно, как в начале 2000-х. С другой стороны, благодаря современным технологиям можно не замыкаться именно на внутреннем рынке, а найти работу и на «предприятии» за границей. Были бы нужные компетенции и знание иностранного языка.

«Регион 29» поговорил на тему трудоустройства в индустрии с Оксаной Чистовской. Игровой сценарист и нарративный гейм-дизайнер, которая прожила в Архангельске два года, но не заметила в городе каких-то признаков «игростроительства», делится своим опытом работы в геймдеве и даёт советы тем, кто хочет попробовать себя в конструировании виртуальных миров.

Оксана Чистовская. Фото из личного архива.Оксана Чистовская. Фото из личного архива.

— Я игровой сценарист и нарративный гейм-дизайнер. В данный момент работаю над собственной игрой «4 этажа», квестом с элементами стелса. Параллельно занимаюсь мобильным проектом в жанре match-3 («три в ряд») вместе с вологодским разработчиками PecPoc Games. Провожу независимые исследования нарративного дизайна в видеоиграх, публикую на эту тему научные статьи, — рассказывает Оксана. — До работы в геймдеве была копирайтером-фрилансером и аналитиком в московском коммуникационном агентстве. Ещё ранее успела поработать в игровом клубе и сервисном центре. До геймдева меня постоянно бросало в разные сферы деятельности. В игровой индустрии я уже пятый год. Работала над веб-играми «Вега Микс», «Сказочный городок», «Зимняя история» (можно найти в «Одноклассниках» и в «ВКонтакте) и мобильными проектами Vegamix Adventure, CityMix Solitaire, Skydom (Google Play). Помогала разрабатывать нарратив для инди-игры unLOC и других небольших проектов.

— Как я понимаю, вы замужем за уроженцем Архангельска и даже некоторое время жили в городе? Если не секрет, то сколько вы провели в Архангельске?

— Да, я прожила в городе почти 2 года, изучила его вдоль и поперёк. Мне больше всего понравился летний Архангельск: белые ночи, причалы и многочисленные лодки, рассекающие широкую Двину. Я сама из Кирова, и там нет такого развитого водного транспорта, поэтому мне показалось это потрясающим!

— Почему вы сделали вывод, что с индустрией в Архангельской области дела обстоят так себе?

— Я имею в виду, что в городе нет компаний-разработчиков, либо они не дают о себе знать. Понятно, что есть один или несколько архангелогородцев, которые сидят и «пилят» игру в одиночку или удалённо работают на крупную игровую компанию. Это нормально. Но очень жаль, что нет полноценных студий в самом регионе. Игровые компании помогали бы развивать экономику города: за счет дополнительных рабочих мест, налогов в бюджет, проведения конференций на тему IT, обучения молодых ребят, и участия в развитии региона в целом.

— Когда и чем вас заинтересовала игровая индустрия?

— Помню, в детстве родители купили нам с сестрой компьютер «Дельта-С» — сейчас его, конечно, сложно назвать компьютером. Мы тогда долго разбирались с программами. Рисовали какие-то фигуры через координаты, задавали разные параметры, прописывали функции по инструкции. Мне это жутко понравилось. Еще, играли на нем в пиксельные чёрно-белые платформеры. Наверное, в тот момент и зародилась любовь к разработке игр.

Но в саму индустрию я попала намного позже. Как-то в 2016-м году от подруги я услышала о такой профессии, как гейм-дизайнер. Потом наткнулась на школу Марии Кочаковой «Нарраторика» и узнала о существовании нарративных дизайнеров и сценаристов игр. Поняла, что геймдизайн и сценаристика тесно связаны.

Как раз в тот момент в поисках новых заказов на бирже копирайтеров я увидела необычный проект. Для него требовалось написать сценарий для текстового квеста. Всегда любила писать рассказы, поэтому решила попробовать. Получилась большая разветвленная хоррор-история. Заказчик был от неё в восторге! Это был мой первый шаг в геймдев.

Через полгода решила пройти курс по гейм-дизайну от Wargaming.net (крупная международная компания, самая знаменитая её игра — World of Tanks. Прим. «Регион 29»). Помню, я так втянулась в обучение, что забыла про статьи и «прошляпила» тогда хорошо оплачиваемый заказ. Но это того стоило. Спустя 2 месяца я устроилась в игровую компанию главным «нарративщиком». Оказалось, что эта работа не только интересная, но и хорошо оплачиваемая.

— Сложно ли попасть в геймдев человеку без опыта работы? Без технического образования? или хоть какой-то минимум, условно, программирования должен быть?

— Зависит от профессии. Например, писателю, гейм-дизайнеру, художнику или тестировщику не нужен определенный опыт в разработке. Он все равно узнает все нюансы только в процессе работы над игрой. А вот программистам или Unity/UE-разработчикам желательно получить хоть какие-то навыки, так как без знания языка программирования или движка будет сложно выполнять задачи.

Вообще, отечественный геймдев, да и зарубежный тоже, открыт для новых работников, как без опыта, так и из других сфер деятельности. Сейчас индустрия игр развивается очень активно, поэтому специалистов требуется много. Кстати, компании часто нанимают новичков без опыта, потому что их проще обучить под свой проект.

— Вы — нарративный дизайнер и сценарист? Почему именно эти специализации? В чем их смысл, роли, задачи?

— Обе эти профессии связаны с текстами, в которых у меня уже есть большой опыт. К тому же я обожаю придумывать истории. Мой самый любимый момент в разработке, это финал, когда твоя история превращается в живой игровой мир.

На самом деле, обе профессии выполняют разные задачи. Сценарист разрабатывает сюжет игры, пишет диалоги, а нарративный дизайнер встраивает все это в геймплей с помощью интерактивных механик. То есть у обоих профессий одна задача — донести сюжет до игрока. Только один определяет ЧТО будет за сюжет, а второй — КАК его подать.

— Если кого-то заинтересует подобные специальности, куда идти учиться? Какие компетенции пригодятся?

— Можно пройти курсы для «нарративщиков», например, в школе «Нарраторика», «Высшей школе экономики» (НИУ ВШЭ) и на площадке Skillbox. Обычно они длятся по 2-3 месяца, и на выходе уже будет один готовый проект. Его можно закинуть в портфолио.

В высшем образовании, к сожалению, нет специальностей, посвященных игровой сценаристике, поэтому к нам приходят из смежных областей. Например, киносценаристы, филологи, журналисты, психологи, лингвисты. В геймдеве важна не столько корочка высшего образования, сколько сами знания и какие-то практические наработки.

— Для работы в геймдеве в принципе, куда лучше пойти учиться и на кого? Играет ли образование (высшее/среднее) обязательную роль?

— Я бы посоветовала выучиться на ту специальность, где дают практические навыки. Например, графический дизайн, музыкальное искусство (для саунд-дизайнеров), программная инженерия, прикладная математика, информатика и т. п. В геймдеве ценятся именно практические знания. Но, конечно, как и в любом другом бизнесе, здесь нужны также и маркетологи, PR-менеджеры, бухгалтеры, HR-специалисты, аналитики.

Оксана Чистовская. Фото из личного архива.Оксана Чистовская. Фото из личного архива.

Вообще, высшее образование в геймдеве почти никогда не спрашивают. Главное, что влияет на решение компании принять кандидата или нет, это хорошо выполненное техническое задание. Вот его результат является решающим.

— Можете ли вы по опыту оценить, насколько сейчас востребованы кадры в геймдеве? И какие специализации в особенности? Насколько вообще выгодно для человека там работать?

— Скажу так, в игровой индустрии крутятся хорошие деньги, потому что многие игры реализуются сразу на зарубежных рынках. То есть у компаний есть ресурсы, чтобы запускать новые проекты, при этом не останавливая поддержку старых. Для всего этого нужны специалисты, поэтому студии постоянно находятся в поисках новых кадров.

Чаще всего нужны, конечно, художники и программисты, так как. на них держится основной контент игры. Под художниками я подразумеваю разных специалистов: концепт-художники, VFX-художники, 3D-моделлеры, аниматоры. У программистов круг специализаций еще шире: это и front-end/back-end разработчики, и build-инженеры, и системные администраторы, и многие другие.

— Стоит ли обращать внимание на географическую привязку компании? Или, благодаря развитым сетям, можно не зацикливаться на устройстве в российской компании?

— Нет, обязательная географическая привязка в этой индустрии уже давно не актуальна. Многие игровые компании нанимают сотрудников удаленно, проводят собеседования по Skype или Zoom, высылают документы по почте. А после 2020 года «удалёнка» стала ещё востребованнее.

Когда в 2019 году я решила переехать из Вологды к мужу в Архангельск, то договорилась в компании об удаленном режиме работы. Никаких проблем не было. В данный момент вообще нахожусь в Нью-Йорке, путешествую, и спокойно продолжаю работать над проектами.

Конечно, есть и такие студии, которые предпочитают, чтобы работник находился в офисе. Обычно они ставят пометку «релокейт» в описании вакансии. Причем переезд и проживание оплачивает чаще всего сама компания. От работника требуется только проявить желание и не забыть свой груз знаний.

— Стоит ли сразу слать резюме в крупную, хорошо известную компанию-разработчика видеоигр? Или работа в небольших студиях на казуальных проектах — хороший опыт и необходимый шаг?

— В крупные компании, конечно, сложно попасть новичку из-за огромной конкуренции. Ведь среди желающих обязательно найдутся профессионалы, у которых будет больше преимуществ. Но опять же, пока не попробуешь, не узнаешь. Возможно, для этой вакансии ищут как раз новичка, чтобы обучить своими методами разработки.

Скульртура у главного офиса компании Blizzard. Фото Gordon Tarpley/commons.wikimedia.org.Скульртура у главного офиса компании Blizzard. Фото Gordon Tarpley/commons.wikimedia.org.

Казуальные игры — это хороший шаг в геймдев, особенно в России. Я бы назвала его неизбежным. Потому что сейчас это самая прибыльная и развивающаяся сфера в российском геймдеве. Ещё в 2019 году мобильные игры уже занимали 47 процентов всего игрового рынка.

Сейчас я как раз провожу исследование на тему, в какой жанр катится ругеймдев. По первым полученным данным уже видно, что у нас в приоритете казуалки.

— Реально ли это, будучи россиянином, устроиться в крупную западную компанию-разработчика?

— Да, вполне реально. Единственным препятствие может стать незнание английского языка.

— Или, вполне можно успешно работать «в соло»? Не лезть в корпорации, а заниматься своим инди-проектом? С какого пути — компания/соло-разработка или небольшая компания единомышленников лучше начинать свой путь в геймдев?

— Если есть возможность, то лучше поработать в корпорации. Это поможет понять всю кухню изнутри. Увидеть хотя бы, кто какие обязанности выполняет, какие есть нюансы, например, в публикации игры на разных платформах. И после всего этого уже можно работать над соло-проектами. Собственно, как сделала и я.

Но тут, как с профессиями, есть разные варианты. Кому-то легче объединиться с друзьями и вместе разбираться во всех нюансах игровой разработки. Все зависит от желания человека.

— Работа в геймдеве — это постоянные кранчи и переработки, как в расследованиях Джейсона Шрайера (журналист Bloomberg, автор посвящённых разработке видеоигр книг «Кровь, пот и пиксели» и «Press Reset: Ruin and Recovery»)? Или все-таки работа с приятными людьми по графику? Или что-то среднее?

— Да, сверхурочная работа — это бич игростроя. В большинстве случаев, это связано с плохим менеджментом и неправильным маркетингом. Но иногда это связано с увлеченностью самих сотрудников. Им так нравится весь этот процесс, что они выполняют сверхнорму. Это видит руководство и начинает подгонять под такой режим остальных работников.

Последствия кранча.Последствия кранча.

В прошлом году осенью я была в офисе Mail.ru Group и познакомилась с гейм-дизайнером, который обожал кранчи. Для него это было, что-то вроде связи с «настоящим» геймдевом, источником адреналина.

Сейчас кранчи случаются реже, чем раньше. Я бы сказала, в соотношении 1 к 3. И мой вам совет: в компаниях, где они часто происходят, лучше не задерживаться. Один из факторов, который влияет на хорошую работу сотрудника — это отдых.

— После целого дня работы над условной игрой остаются ли силы на игры «для души»? Играете ли вы сами в видеоигры? Не мешает ли профессиональный взгляд получить удовольствие от игры?

— Всегда нахожу время поиграть. Для меня это и часть работы, и отдых. Обычно, предпочитаю сюжетные ПК-игры, но для расширения кругозора стараюсь играть в разные жанры. Иногда увлекаюсь и казуальными «мобилками», чтобы оставаться в теме этого рынка.

В данный момент прохожу «Valiant Hearts», квест-головоломку про Первую Мировую войну, и «L.A. Noire», старый детективный экшн от Rockstar Games. Потом хочу с мужем пройти новую игру от EA «It Takes Two». Судя по трейлеру, в ней очень качественный нарративный дизайн.

Скриншот из видеоигры It Takes Two (2021).Скриншот из видеоигры It Takes Two (2021).

Со временем и опытом смотришь на игры, конечно, по-другому. Начинаешь разбираться в игровых механиках, как они использованы, чтобы повысить retention (удержание игрока), как встроена валюта, как происходит переход между геймплеем и кат-сценой и тому подобное. Но это даже повышает удовольствие от игры. Ты как будто контактируешь с разработчиком напрямую и обсуждаешь его идеи. Довольно интересный опыт.

— Что вы можете посоветовать почитать/посмотреть человеку, которого заинтересовал опыт работы в геймдеве по вашему профилю? Какие сайты, видео, книги могут быть полезны?

— В первую очередь, играть в игры. Наигранность имеет большую роль в геймдеве.

Для изучения игровой сценаристики можно прочитать книги по кинематографу, так как это схожий вид искусства. Например, «Спасите котика» Блэка Снайдера, «Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов» Роберта Макки. И, конечно, всем пишущим советую почитать «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Также, есть хорошие книги по игровой сценаристике на английском: «Video Game Storytelling» Эвана Скольника и «Interactive Stories and Video Game Art: A Storytelling Framework for Game Design» Криса Соларски.

Но всем, вне зависимости от профессии, я советую поучаствовать в гейм-джемах — соревнования по созданию игр на время. Это незабываемый опыт. Лучше всего присоединиться к команде, чтобы увидеть изнутри, как проходит процесс разработки. Гейм-джемы постоянно анонсируются, например, на сервисе itch.io. Их плюс не только в получении опыта, но и участии в проекте, который потом можно показать работодателям.

— Есть ли у вас друзья или товарищи или знакомые которые родились в Архангельской области, а сейчас заняты в разработке видеоигр?

— Да, я знакома с двумя жителями региона: одна — художница из Коряжмы, сейчас она работает в вологодской игровой студии; а второй — программист из Архангельска, переехал в Москву и тоже устроился в компанию по разработке игр. Прекрасные веселые ребята! Кстати, от художницы я узнала фразу «около дела», забавное словосочетание, которое я не слышала до этого.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.