Выставка стала одним из первых событий Большого Пасхального фестиваля. На выставочной площадке «Открытая палуба» верфи гостей приветствовали директор Поморской филармонии и продюсер фестиваля «Транзит» Василий Ларионов, руководитель проекта «Поморская шхуна» Евгений Шкаруба и сам виновник торжества Александр Флоренский.
— Когда Александр предложил «Плавсредства» как тему выставки, я не до конца осознавал, насколько это будет интересно, — поделился Евгений Шкаруба. — Когда мы с Александром попадали в ковш «Красной кузницы», гоняли на аэросанях по Северной Двине, заглядывали в те места, где стоят и ремонтируются морские суда, я впервые, наверное, увидел тот Архангельск, который всегда хотел видеть, — морской Архангельск. Все эти траулеры рыболовные, буксиры бесконечные, старые и новые, ледоколы, — это так красиво! Вот, где надо фестивали проводить.
Подзаголовок Большого Пасхального фестиваля в этом году — «Море неба». И корабельная тема, тут очень даже при чём.
— Символ нашего фестиваля — рыба, а рыба — это вообще-то знак Христа, — рассказал Василий Ларионов. — А Ноев ковчег, на секундочку, — одно из главных плавсредств. И святой Пётр — он ведь тоже был рыбак и моряк. И вообще в этом году мы назвали фестиваль «Море неба». Мы поняли, что нужно объединить эти две стихии — морскую и небесную. Море — это один из первых коммуникаторов между людьми: все связи друг с другом, с другими народами, человек поддерживал через море. А в последнее время это всё происходит через небо. И сейчас, когда связи между людьми ограничены, нам хотелось бы, чтобы они, наоборот, только развивались.
Александр Флоренский добавил:
«На судостроительных верфях выставок я никогда не делал и подозреваю, что, может, больше никогда и не буду. Это интересный опыт».
Сначала была просто идея — привести в Архангельск выставку про морской порт в грузинском Батуми. Из южного порта — в северный. Но эта идея художнику быстро наскучила. И вместо того, чтобы просто привезти готовую выставку, Александр Флоренский провёл в Архангельске почти три недели.
— Я люблю, чтоб любой проект давал возможность сделать что-то новое, — рассказал художник «Региону 29». — Я люблю дедлайны, потому что я ленивый человек: если дедлайна нет, я могу сачковать. А при наличии дедлайна никуда не денешься — если я приехал в чужой город с красками и холстами, я их назад чистыми не повезу. Я был когда-то в Архангельске, но очень давно. И стал вспоминать, что же здесь самое интересное? И вспомнил, что, конечно, это наличие портов, стоянок и прочего. Я спросил у Евгения Шкарубы: «А много у вас плавсредств разных?». Он говорит: «У нас четыре порта, десяток стоянок». Мне в Батуми одного хватало, а тут — четыре, да ещё стоянки! Так и решили, что выставка будет про плавсредства.
И название для неё выбрали предельно конкретное.
— Я не люблю очень лирические названия, — сказал Александр Флоренский. — В советское время такие выставки назывались «Голубые дороги родины». А я люблю названия физические: «Плавсредства, нарисованные в Архангельске в апреле 2021 года». Апрель — это какое-то смешное время между отсутствием навигации и её началом: что-то ходит, что-то стоит ещё вмороженное в лёд… В первые дни мы ещё на аэросанях по льду катались, а сейчас река уже чистая. Я не ожидал, что лёд метровой толщины, по которому мы ходили, вдруг куда-то исчезнет за пару дней.
По сути, приезд Александра Флоренского в Архангельск стал большой арт-резиденцией.
— Да, это именно арт-резиденция, — отметил художник. — Не знаю, есть ли в Архангельске другие арт-резиденции, но надо посоветовать Евгению Шкарубе сделать это традицией. Потому что выставочная площадка очень хорошая, необычная: это не белое галерейное, не стерильное музейное пространство, а рабочее живое место. И атмосфера здесь совершенно замечательная.
Маслом и цветными карандашами художник изобразил самые разные плавсредства: учебное судно «Белокаменка», ледокол «Диксон», переданный недавно Северному морскому музею теплоход «Коммунар» и всякие разные буксиры — «Гранит», «Моржовец», «Энтузиаст», «Балхаш». «Радости» 1905 года постройки не хватало винта. Художник так и подписал пустое место: «Винт украден».
Плавсредства изображены в наивном стиле. Те, что нарисованы цветными карандашами, особенно напоминают детские рисунки. Это такая потешная флотилия, только созданная не русским царём, увлёкшимся судостроением, а художником со своим собственным взглядом.
— Чтобы получить серьёзное изображение, можно просто вынуть из кармана смартфон и нажать на кнопку, — сказал Александр Флоренский. — Иногда я делаю ошибки. Возможно, с точки зрения грамотного морехода какие-то детали на плавсредствах я не дорисовал. Или нарисовал лишние, потому что запутался. Стоит несколько буксиров подряд, и какая труба откуда торчит, я иногда путаю. Иногда рисую, я потом чувствую, что не оттуда труба-то. Ну, и пусть. Эти ошибки никто не замечает, а если заметят, тем смешнее. Я же не делаю рабочих чертежей. Меня интересует форма, раскраска, просто образ. Один буксир белый, другой — чёрный, один — старый, другой — новый, и всё это чрезвычайно красиво. Я живу в Петербурге, где сплошь плавсредства. Но на всякие верфи, заводы и судоремонтные базы попадать трудно, я довольствуюсь тем, что вижу на акватории Невы. И здесь я увидел гораздо больше, чем в Петербурге.
Выставка будет работать на площадке «Открытая палуба» до 13 мая. Верфь Товарищества поморского судостроения находится в павильоне по адресу: набережная Северной Двины, 17, строение 1.