В Архангельске на переправе на Хабарку ночью застрял сухогруз «Дудинка»
1/14
Общество
Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

16.02.2021 16:44Мария АТРОЩЕНКО
Премьеру по одноимённой пьесе Михаила Хейфеца выпускает главный режиссёр архангельского драмтеатра Андрей Тимошенко.

У героя пьесы Миши Питунина, этакого троечника, который звёзд с небес не хватает, с Пушкиным как-то сразу не заладилось. Потому что любовь к нему в него вдалбливали с детского сада, что произвело обратный эффект. Так и пошло, что во всех своих бедах Питунин начал винить Пушкина. Пока не встретил Леру и полюбил. А вместе с ней — и Пушкина. Да так, что начал фантазировать о его спасении. Даром, что юность его пришлась не на первую половину XIX, а на конец ХХ. И когда через годы, стоя у последней черты, он оглянулся на свою жизнь, то увидел, что эта любовь и этот юношеский порыв были в его жизни самыми драгоценными.

Сейчас под прогоны спектакля отданы вся основная сцена и пространство всего зрительного зала. Во время одной из таких репетиций Андрей Тимошенко рассказал «Региону 29», что все мы — немного Питунин, а обычных людей не бывает.

— Наш спектакль про судьбу человека, — подчеркнул режиссёр. — Он начинается с того, что Питунин приходит к Пушкину, чтобы убить себя. Он считает, что жизнь прошла зря. Но, проживая её заново, понимает, что не зря. И что в той любви и в том стремлении к подвигу был весь смысл его жизни. Для меня готовность совершить поступок равносильна самому поступку. Я верю, что каждый человек способен на подвиг, просто он об этом не знает. Наша задача — помочь зрителю осознать это.

Андрей Тимошенко.Андрей Тимошенко.

Эту пьесу режиссёр изначально ставил на конкретного артиста — Михаила Кузьмина. Именно он сыграет Питунина. Первые репетиции с исполнителем главной роли начались ещё в карантинную весну.

Михаил Кузьмин.Михаил Кузьмин.

Остальные артисты — Нина Няникова, Александр Зимин, Александр Субботин, Иван Братушев, Дмитрий Беляков, — исполнят по несколько ролей сразу. Например, Нина Няникова — и строгой учительницы, и Леры, и даже торговца эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. Кстати, это именно для него «архдрама» искала старые номера журнала Playboy. 

А Александр Зимин и Александр Субботин (или Иван Братушев и Дмитрий Беляков в другом составе) — и мальчишек из детского сада, и бандитов из 1990-х.

В главном герое этой истории — вроде бы обычном, среднем человеке, — режиссёр увидел бунтаря.

— Эта история для меня очень важна, — отметил Андрей Тимошенко. — Я не могу сказать, что она про меня, но многое, что прошёл герой, было и в моей жизни. Я тоже всегда был в оппозиции, всегда был бунтарём: и в детском саду, и в школе… Думаю, каждый проходил через эту систему подавления: маленького беззащитного человека всегда унижают. И Пушкина делают инструментом этой системы: «Пушкина не любишь? Значит Родину не любишь!». Кто-то, как Питунин, против этого бунтует. И вырастает в героя. А кто-то — приспосабливается. И вырастает в предателей и убийц. 

На сцене стоит четырёхметровый «памятник» Пушкину. Но его в спектакле то и дело опрокидывают. За этим опрокидыванием памятника стоит желание увидеть живого человека, а не монумент.

— У нас Пушкин — мишень, — рассказал Андрей Тимошенко. — Мы словами его убиваем. У нас говорят: «Пушкин виноват!», — и он падает. Мы стреляем в него бесконечно, он всё время стоит под пулями. Но он всё время встаёт. Он и мишень, и символ.

В этом спектакле Андрей Тимошенко не только осваивает новое пространство, перенося основное действие со сцены на «дуэльную дорожку» между рядами кресел, — но и вместе с артистами пробует новую форму театра.

— Наш спектакль создан в форме игрового театра, — отметил режиссёр. — Это то, что мне близко, это моё. Актёры буквально из ничего, на глазах у зрителей, создают образы! Они лихо импровизируют каждый прогон! Мы каждый раз с замиранием сердца следим за учительницей Нины Няниковой. Она может быть злая, может быть добрая, может быть игривая… Мы смеемся до колик, просто валяемся от смеха. Всё время что-то новое возникает. То Ваня Братушев в роли детсадовца выйдет с заклеенным глазом, то Дима Беляков — с зелёными коленками. Мы сразу понимаем, что это дети, которые везде найдут, обо что удариться, покалечиться. Актёры иногда сами «колятся» и начинают хохотать от своих придумок. Я ругаюсь, но при этом вижу, что это живёт форма игрового театра, когда они получают кайф от того, что делают. Игровая форма — это высшая форма театра, и мне хочется её развивать в дальнейших работах, тем более, что есть актёры, которые могут создавать игровой театр и смело в нём существовать.

Андрей Тимошенко и Нина Няникова.Андрей Тимошенко и Нина Няникова.

В постановке будет и много интерактивных моментов. Для того, чтобы проверить их на зрителе — ведь такое не сыграешь без прямого общения с залом, — в театре даже организуют закрытые показы для студентов колледжа культуры и искусства и студийцев.

Главной музыкальной темой спектакля станет песня «Летел и таял» группы «АукцЫон». За музыкальное оформление постановки отвечает Ярослав Антропов.

— Я очень люблю Леонида Фёдорова и «АукцЫон», — сказал Андрей Тимошенко. — Эта музыка замечательно легла на наш спектакль. Это прямо-таки звучание Питера, это очень душевная музыка. 

Премьерные показы спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» пройдут 25 и 26 февраля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.