Ещё одну пешеходную переправу открыли в Архангельской области
1/29
Общество
Север-2020: любовь поэтов, Малевич в квадрате и тонкая полоска света

Север-2020: любовь поэтов, Малевич в квадрате и тонкая полоска света

11.01.2021 14:51Мария АТРОЩЕНКО
Первый в наступившем году вернисаж состоялся в Выставочном зале Союза художников на исходе новогодних каникул.

Открылась главная региональная выставка «Север», которая в этом году посвящена 85-летию местного отделения Союза художников. 

Выставку открывали новые люди. Вместо директора Выставочного зала Юлии Медведевой — управляющий, молодой художник Марк Никитин. Вместо Александра Сверчкова от Союза художников — новый председатель правления организации Рашид Сагадеев.

На юбилейной выставке представили порядка 300 работ художников Архангельской области, созданных за последние пять лет.

— Работы абсолютно на любой вкус — живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство, — рассказал Рашид Сагадеев. — Художники принесли свежие работы, написанные и в мастерских, и на пленерах. Есть традиционные реалистические работы, есть абстракция. Судя по новым работам, Союз в состоянии поиска: художники ищут. Наша организация творческая, а творческий процесс сложно очертить какими-то рамками. Мы работаем над обновлением состава. Сейчас заявления на вступление в Союз подали несколько человек, и весной уже будет известно, кто вольётся в наши ряды. Конечно, раньше молодёжь вливалась более активно. Такой процесс полосами идёт: то спад, то подьём. Сейчас Союз где-то в серединке.

Рашид Сагадеев.Рашид Сагадеев.

Вход в пространство экспозиции охраняют псы-ангелы с картины художницы Ольги Рехачевой. На её работе «Хранители островка надежды» изображена монахиня с двумя собаками — одной большой, как медведь, и другой поменьше, что жмётся к её ноге. Два белых холма за плечами у женщины — всё равно, что крылья. Эта светлая работа, несомненно, посвящена приюту для животных «Радово Островок», который существует при Радово-Покровской женской обители. С ним художница давно дружит.

По другую сторону на входе — буйство красок и торжество жизни: мастер монументальных работ и мозаик Валерий Саков представил жизнеутверждающую «Жар-птицу» — тоже своего рода мозаику, но из лоскутков ткани. Птица, похожая на солнечно-жёлтого какаду, целеустремлённо летит сквозь мрак вопреки всему.

Чуть дальше — рай для умницы Уилла Хантинга — там работы художника-«вычислителя» Александра Кожина, хотя картины с рядами цифр уже, наверное, и не нуждаются в подписи. Коллаж «Портрет Малевича в квадрате» — словно попытка познать непознаваемое, разложить на двоичный код гениальность. При этом шнур на холсте складывается в решётку — как будто художник может стать заложником своего прославленного шедевра.

Скульптор Сергей Сюхин представил на выставку двух архангелов — Михаила и Гавриила. Фигуры из пластика и менее полуметра в высоту, но с заявкой на масштаб. В отличие от державных, величественных работ Сюхина, скульптуры Надежды Шек — лиричны, камерны и ранимы. Несколько миниатюрных скульптур и два бюста рассказывают историю любви двух архангельских поэтов. 

Узнать её героев не трудно. Он — это поэт и писатель, доктор культурологии и бард Василий Матонин. Название «Всё спето, всё сказано» Василий Николаевич предложил сам. Взгляд героя полон грусти, а рукам не даёт опуститься гитара. 

Она — его жена, поэтесса Юлия Матонина, трагически ушедшая из жизни. Её скульптурные изображения названы строчками из её стихотворений: «Летели кони по небу» — это она, мечтательная, сидит, сложив руки на коленях и запрокинув голову к облакам. Вдвоём они лишь в скульптурной группе «Два поэта» — но и там Юлия, как парус на ветру или бумажный змей, словно стремится улететь.

Неизъяснимой прелести полон гипсовый снежно-белый бюст Юлии Матониной, которому Надежда Шек дала название «Молчание тишины». Эта работа кажется хрупкой во всех смыслах. Героиня изображена без рук, но кажется, будто она обнимает ими себя за плечи. Так же хочется обнять и её. Или постоять с ней в тишине.

А живописная тишина Елены Копыловой — «Майская», в предрассветной полудрёме и дымке. Её нарушит, наверное, разве что всплеск лодочки мужичка, изображённого на картине. 

Если бы не этикетка, то можно было бы подумать, что картина Максима Хила «Книга судьбы» принадлежит кисти её мужа Бориса Копылова: любимые цвета художника — белый человеческий силуэт влали, чёрная обложка книги и красная закладка в ней, — философское содержание. Эту книгу хочется открыть. А сам Борис Копылов посвящает свою художественную медитацию наблюдению за кувшином земли — утром и вечером.

Три картины Сергея Шадрунова занимают практически всю стену. Слева — портрет его супруги Зои Геннадьевны в красном. Мягкое выражение лица, спокойная улыбка — она словно обнимает взглядом. Справа — девочка с веером, тоже в красном. Двух героинь объединяет не только цвет, но и родство: справа — внучка Сергея и Зои Шадруновых. Центральная картина — магнетический синий портал, пронизанный тонкой полоской света. На нём тоже женская фигура, словно покрытая плащом, как мантией-невидимкой из «Сказки о трёх братьях» из «Гарри Поттера». Вместе три картины образуют своеобразный триптих о человеческой жизни, как о путешествии: от детства — через зрелость — к старости. 

А у самой Зои Шадруновой — девочка-лето среди цветов и «Черника поспела»: брызги витаминов и цветотерапия. И «Изоляция» — окно перечёркнуто рамой, как решёткой.

Лидия Кузнецова в своих коллажах отправляет в другое путешествие — в полёт «На Запад» на летучем корабле или в чащу колдовского леса, к коту-учёному. Из разряда фантастики и серия северодвинца Игоря Филиппова: это викинги на Белом море.

Находится на «Севере» место и Архангельску, каким мы его помним и любим. Старый город из воспоминаний родителей, бабушек и дедушек, оживает на работах Алексея Григорьева из серии иллюстраций к очерку Бориса Шергина «Двинская земля»: там и ледоход на Северной Двине, и наводнение в Соломбале, и будни лесозавода.

Тема пандемии нашла отражение в творчестве архангельского графика Евгения Зимирева. Его герои — всё равно, что античные атлеты, — но погружены в современные предлагаемые обстоятельства социальной дистанции. На листе несколько пар и все они — расходятся, движутся, как отталкивающиеся частицы. Человеческое разобщение — вот настоящий вирус.

Ироничная аппетитная обнажённая натура от Сергея Трубина, уют мастерской Зои Гавшинской, спичечное кружевоплетения Виктора Воробьёва, напитанные цветом и воздухом акварели Всеволода Видякина, — эти и многие другие работы ждут встречи со зрителями на выставке «Север». Она будет открыта в Выставочном зале на проспекте Советских космонавтов, 178 до 14 февраля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.