О том, как жителям области не лишиться по наивности своих кровных средств, рассказали начальник отдела взаимодействия с федеральными органами государственной власти департамента специальных программ администрации губернатора и правительства региона Андрей Краев, врио начальника Следственного управления УМВД России по Архангельской области Алексей Ситников и начальник экономического отдела отделения Банка России в Архангельске Юлия Манухина.
Тысячи жертв и рост популярности мошенничества по удалёнке
По информации Алексея Ситникова, в 2020 году жертвами преступлений, совершённых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в Архангельской области стали более 3000 человек. По сравнению с 2019 годом данных преступлений стало на 50 процентов больше. Каждый день дежурные части регионального УМВД России регистрируют от пяти до 15 подобных правонарушений.
— Только за восемь месяцев текущего года по данным преступлениям жителям области причинён ущерб по на сумму более чем 400 миллионов рублей. Это огромная сумма, огромные убытки, — рассказал представитель МВД.
Мошенничество по удалёнке — это почти треть от общего числа преступлений, совершаемых в регионе. В 2019 году этот показатель был меньше и равнялся 19 процентам.
Жертвами преступников и мужчины и женщины становятся в равных пропорциях. Около 25 процентов потерпевших — это пенсионеры. 11 процентов — это безработные. Меньше всего подвержены риску пострадать от мошенничества по телефону и интернету подростки.
— Сложности раскрытия данных преступлений очевидны. Преступники действуют с территории других регионов, что создаёт определённые сложности органам правопорядка в проведении оперативных и следственных действий, — отметил Алексей Ситников.
Самый популярный способ мошенничества на данный момент — это звонок якобы от сотрудника банка. Чаще всего они поступают из «Москвы» — с кодом 495 или 499. Но это тоже обман — жулики просто подменяют номера.
Подходов к жертве у мошенников может быть много, но практически во всех случаях речь идёт о каких-то нелегальных действиях со счётом человека в банке. Таким образом, аферисты вызывают у человека страх за его финансы и отключают рациональное мышление.
Профилактика и большой охват
Представитель региональной администрации Андрей Краев в свою очередь остановился на методах борьбы с мошенничеством, используемых правительством области. По его словам, в регионе делают ставку на профилактику и личный подход к каждому жителю Поморья.
В целях информирования и профилактики в правительстве разработаны специальные листовки, при создании которых аккумулировали информацию от МВД и исполнительных органов власти.
— В 2020 году напечатано 40 000 листовок в формате А5 — они направлены в УМВД для распространения участковыми среди населения региона. Сейчас заканчивается печать тиража в 10 000 листовок в формате А4. Их распространением займутся подведомственные учреждения ряда министерств Архангельской области, — рассказал спикер.
Таким образом, охранительные листовки появятся в общественном транспорте, сетевых магазинах, отделениях почтовой связи и МФЦ. Выдадут их и социальным работникам, контактирующим с пенсионерами. Появится информация по противодействию и на интернетах-ресурсах.
Не паника, но критическое восприятие
Ведёт профилактическую работу среди населения и Банк России. Кроме того, по словам представителя банка Юлии Манухиной, в финансовой организации ищут подход к проблеме и с другой стороны. Например, содействуют разработке и продвижению ряда законопроектов, которые должны сильно усложнить жизнь мошенникам.
В ходе своего выступления представитель Банка России также дала пару советов, как не попасться на уловки телефонных жуликов. Усложняет эту задачу то, что они используют инструменты социальной инженерии — по статистике, которую представила спикер, она задействована в 70 процентах случаев незаконного вывода средств.
Универсальные правила поведения в таких случаях — не принимать поспешных решений и не слушать советов «ни в коем случае не отвлекайтесь от разговора, не кладите трубку, ведь ваши деньги под угрозой». Надо наоборот, положить трубку и перезвонить в свой банк — по номеру, который указан на его сайте или на пластиковой карте. Давление, которое оказывает «сотрудник банка» на собеседника — это явный знак того, что он мошенник.
Сотрудники банка, звонящие своим клиентам, также никогда не спрашивают никаких личных данных — этим занимаются только мошенники. Не могут они и давить на человека, чтобы он совершил некие операции со своими финансами. Что-то такое промелькнуло в разговоре — это жулик.
Чтобы у мошенников было меньше рычагов давления и вводных данных — стоит почистить свои соцсети от излишне откровенной информации. Иногда, чтобы втереться в доверие, хватает ФИО, номера телефона и адреса почты.
— Ну и всегда важно критически воспринимать поступающую информацию, перепроверять её. И, опять же, никогда не стоит спешить при решении финансовых вопросов, — резюмировала Юлия Манухина.