В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
В Архангельске прошли масштабные тактико-технические учения

В Архангельске прошли масштабные тактико-технические учения

16.09.2020 15:35
Они позволили пожарно-спасательным подразделениям решить целый ряд задач, важных для дальнейшей практической деятельности.

— Нам важно увидеть ошибки, прорехи в действиях как наших подразделений — пожарных и спасателей, так и отработать взаимодействие с другими службами — медиками скорой помощи, полицией, службой эвакуации. Для нас важно отработать ситуацию от самого начала и заканчивая уборкой аварийного транспорта, — прокомментировал руководитель агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области Александр Уваров.

Как сообщает пресс-служба региональной диспетчерской службы «112», по вводной учений, произошло столкновение пассажирского автобуса с грузовым автомобилем, который перевозил химически-опасное вещество. Какое — первым прибывшим пожарным из посёлка Катунино ещё неизвестно. Они сразу устанавливают водяную завесу — это способ осаждения ядовитых веществ при помощи струй воды. Организаторы, посовещавшись, решают «отравить» пожарных:

«Ложимся, ложимся! Отравление неизвестным химически-опасным веществом».

Пожарные послушно укладываются на асфальте, изображая пострадавших.

Есть и ещё один автомобиль, который врезался на скорости в заднюю часть автобуса. Очевидец сообщает, что в автомобиле — двое пострадавших, у одного, похоже, тяжёлая травма руки — из раны хлещет кровь. Пассажир автомобиля не подаёт признаков жизни. Все показания очевидцев для операторов службы «112» буквально на вес золота: уже в пути бригада скорой знает, с чем придётся работать и почему нужно дождаться поодаль от места происшествия, пока пострадавших извлекут специалисты в костюмах химзащиты.

Пока на место аварии движутся основные силы из Архангельска, операторы службы «112» по показаниям очевидца уже узнали, какая конкретно «химия» перевозилась в автомобиле. При перевозке химически-опасных веществ на автомобиль крепится специальная табличка с кодом, которое классифицирует перевозимое вещество. Узнав от очевидцев эти цифры, операторы быстро определили, что это азотная кислота, в чистом виде испарения приводят к быстрой остановке дыхания и смерти. Токсическое действие начинается быстро. Оно затрагивает дыхательную систему — помощь человеку должна быть оказана как можно скорее.

На место прибывают и прибывают силы и средства. Пожарные торопятся попасть в очаговую зону, но диспетчеры уже предупредили об опасности, исходящей от аварийной ёмкости с азотной кислотой. В автомобиле, как пояснили очевидцы, 10-15 пассажиров, никто из них не выбирается наружу. А это значит, что на место в реальной ситуации нужно направить порядка 12 бригад скорой медицинской помощи, чтобы при необходимости увозить даже по двое пострадавших сразу. В учениях столько бригад, конечно, никогда не используется — в реальной жизни врачи и фельдшеры скорой помощи работают порой даже без перерыва на чай.

Пожарные и спасатели надевают специальные костюмы химзащиты и только тогда идут в зону поражения, чтобы вынести оттуда пострадавших. Все работы в зоне поражения — строго в спецзащите. Двое спасателей-химиков забираются в кузов грузовика и накладывают специальный бандаж на течь, устраняя утечку азотной кислоты.

Пострадавших много. На месте разворачивается пункт медицинской сортировки. Павел Кобелев, врач-спасатель Архангельской областной службы спасения имени Поливаного, демонстрирует специальные браслеты, которые помогают скорой сориентироваться, кому помогать в первую очередь. Сортировку ведёт всегда самый опытный врач из бригады.

— Красный цвет — это первоочередная помощь. Это самые тяжёлые пациенты. Жёлтые цвета идут во вторую очередь, таких пациентов можно перевезти, например, по двое в машине скорой помощи. Зелёный цвет — для лёгких ушибов, когда человека можно отправить попутным или общественным транспортом, в скорой и госпитализации он не нуждается.

Есть и серый цвет… Вот врачи-спасатели демонстрируют сердечно-лёгочную реанимацию, используют портативный дефибриллятор, пытаясь «завести» сердце очередного «тяжёлого» пациента.

— Единица, — констатирует результат спасатель. — Констатирована смерть. — И крепит на ногу человека серый браслет. В реальной жизни смерть — тоже реальное явление.

— Мы сталкиваемся с увеличением количества ДТП на наших дорогах, с тяжёлыми ДТП,  для нас важно отработать действия экстренных служб, когда пострадавших сразу много и когда мы имеем очень нестандартную ситуацию оказания помощи. Для нас важно детально проанализировать ход учений, выявить те ошибки и прорехи, ради которых мы, собственно, мы их и проводим, — рассказал Александр УВАРОВ. — Очень важно отработать все элементы взаимодействия между разными службами. В учениях было задействовано десять пожарных автомобилей, 28 человек личного состава, пять человек из полиции и трое медиков, автомобиль для грузовой эвакуации.

Важный этап — дегазация костюмов, в которых работали пожарные и спасатели. Эту часть учений берут на себя также химики областной службы спасения, обрабатывая каждого возвращающегося из зоны поражения. Приезжает грузовой эвакуатор и в считанные минуты увозит «повреждённый» автобус.

После учений был проведён их первоначальный разбор, по итогам детального анализа операторы, пожарные и спасатели получат конкретные рекомендации и предостережения, что в той или иной ситуации может привести к негативным последствиям. Как сказал по итогам учений Александр Уваров, важна не «картинка» учений, не их показательная сторона, а именно учёба на ошибках — чтобы не допустить их в реальной боевой работе.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.