10 сентября САФУ презентовал Дом научной коллаборации — центр дополнительного детского образования, созданный в рамках профильного нацпроекта. Его ядро разместилось на втором этаже третьего корпуса университета, но для занятий с детьми будут открыты и другие лаборатории вуза.
По старинной русской традиции первой при «новоселье» в помещения ДНК запустили кошку. Но не обычную, а сделанную из умного конструктора — на гусеницах. Собравшуюся на праздничную церемонию публику убеждали, что она даже умеет мяукать, но общественность больше волновали внушительные зубы «зверя». Право запустить робота в дом доверили ректору САФУ Елене Кудряшовой, выдав ей пульт управления.
После того, как робот проложил путь в новый образовательный центр, его гостям открылись три аудитории, в которых юные северяне будут постигать шахматы, робототехнику и программирование. Всего же юным северянам предложат 16 программ технической и естественно-научной направленности. Среди них организаторы учебного процесса особо выделяют нейротехнологии в робототехнике, основы веб-программирования, генную инженерию. В основном, обучать в стенах ДНК будут школьников с пятого по 11 класс, но вот на шахматы ждут детей уже с шести лет. Кроме того, образовательный центр открыт и для студентов среднего профессионального образования.
— Мы надеемся, что положительный опыт ДНК приведёт к тому, что в регионе появится больше ребят, ориентированных на технические направления подготовки, более замотивированных под те задачи, которые ставит перед Архангельской областью стратегия развития АЗРФ. Мы рассчитываем и на то, что дети полюбят свой регион, поймуь, что жить и работать можно здесь, никуда не уезжая, — рассказала проректор САФУ Людмила Морозова.
В экскурсии, призванной раскрыть часть потенциала центра, присутствовал и интерактивный элемент. Зампред правительства региона Виктор Иконников и исполняющий обязанности министра образования Юрий Гнедышев схлестнулись в нейроармрестлинге — бесконтактном варианте дисциплины. К их рукам присоединили специальные датчики, которые, по словам сотрудника центра, преобразовывали сокращения мышц в электросигналы. А они уже шли к маятнику, который реагировал на усилия борцов. Завершилось двухраундное противостояние вничью.
Данный поединок был демонстрацией как раз тех самых нейротехнологий в робототехнике. Как отметил рефери поединка, собрать в стенах ДНК можно и целый бионический протез. Подкрепляли эти слова, по крайней мере с материальной точки зрения, множество коробок с умным конструктором в стенном шкафу.
— Здесь детки, буквально на яблоках, смогут понять те сложные процессы, которые могут видеть в больших лабораториях — здесь всё будет просто и доступно. Я уверен, что это повысит качество образования и тягу детей к науке, — поделился своими впечатлениями от увиденного и испытанного Виктор Иконников.
Учиться в ДНК в 2020 году будут более 600 школьников. Набор в образовательный центр шёл с мая до конец августа, а прием документов завершился 3 сентября. После этого детей ждало конкурсное испытание.
— На некоторые программы был очень большой конкурс. Например, на робототехнику — восемь человек на место. Детей мы отбирали наиболее замотивированных, показавших лучший результат при конкурсном отборе, — рассказала директор ДНК Марина Попова.
Работать со школьниками будут как профессора САФУ, так и молодые учёные. Помимо знаний, они смогут получить от ДНК и другие преференции. Сертификат об окончании программ будет давать дополнительные баллы при поступлении в САФУ. Сейчас их количество обсуждается, но оно не будет превышать десять баллов.