К их содержанию — как в части уборки, так в части эстетической привлекательности фасадов домов — вопросов традиционно много. Общественные движения, активисты, медийные фигуры постоянно обращают внимание властей на необходимость приведения Архангельск в порядок.
В 2018 году в правилах благоустройства Архангельска появилось слово «дизайн-код» — свод правил по формированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды, состоящий из текстовых и графических материалов. В 2019 году конкурс на его разработку выиграла студия Артемия Лебедева.
В феврале 2020 года арт-директор студии, дизайнер, художник и преподаватель Эркен Кагаров провёл онлайн-встречу со всеми заинтересованными архангелогородцами. На встречу в Добролюбовку пришли более ста человек: дизайнеры, студенты, предприниматели.
И, хотя гость оказался не в курсе того, что студия Артемия Лебедева будет разрабатывать дизайн-код Архангельска, Эркен Кагаров рассказал немало интересного об основных принципах благоустройства городской среды.
— У магазинов происходит настоящая гонка вооружений, только с вывесками: кто-то сделал одну, другой — две, ещё одни — три, так и получается избыточное количество вывесок. А принятые правила будут их сдерживать, — сказал дизайнер.
Благодаря прописанным регламентам, дизайн-код сможет очистить здания от хаотичной рекламы и привести фасады к единообразию. Главное в разработке дизайн-кода — придерживаться вкуса, нейтральных оттенков и натуральных материалов.
По словам Эркена Кагарова, нельзя разработать единый свод правил для всех городов. Основная задача — уберечь уникальность конкретного места и фасад исторического здания. Сохранить гармонию. А масштабная безвкусная реклама создаёт информационный шум.
Испортить внешний вид здания можно не только рекламой, но даже установкой яркой мусорной урны. Оформление цветочных клумб и живых изгородей тоже меняет облик города. И все эти правила должны быть, по мнению дизайнера, не рекомендациями, а обязательными требованиями, установленными законодательно.
Естественно, возникает вопрос: зачем тратить деньги на дизайн-код, когда у города масса других проблем, которые тоже ждут своего решения? Эркен Кагаров видит в проекте стратегическую социальную значимость:
«Чем более состоятелен человек, тем он более требователен. Он хочет, чтобы дороги были качественными, отсутствовала коррупция. Он ищет во всем качество и вкус. Если такие люди будут уезжать в другие места, произойдёт деградация города. Основная проблема российских регионов — отток высококвалифицированных и образованных жителей. Если мы хотим сохранить будущее, нам нужно делать города красивыми, чтобы люди хотели в них жить. А дизайн-код — это инструмент, который позволяет улучшить качество городов».
Главный художник Архангельска Михаил Трещев рассказал «Региону 29» о том, как будет внедрение дизайн-кода:
«Администрация получит результат в виде готового документа в июне 2020 года. После разработки дизайн-кода мы начнём „привязывать“ его к законодательной базе. Документ затрагивает только то, что размещается на фасадах, а именно: информационные вывески, рекламные конструкции, знаки адресации. Проект дизайн-кода будет доступен онлайн для всех групп пользователей: собственников зданий, арендаторов помещений.
Такие вещи, как дизайн-код, призваны, в первую очередь, помогать людям. В этом смысле, каждый сможет использовать документ сразу, как только он будет передан исполнителем в администрацию. Но совершенно неправильно полагать, что все в один момент должны поснимать с домов вывески, которые не будут соответствовать постулатам дизайн-кода. Изменения займут время».
Дизайн-код — удивительный документ. Свод правил не вызывает прямого сопротивления. Наоборот, все больше людей считают его необходимой профилактикой визуального хаоса и те города, которые решаются на дизайн — код, уже на полпути к прогрессу.