В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/11
Общество
В Архангельске открылась выставка для просмотра в тишине и одиночестве

В Архангельске открылась выставка для просмотра в тишине и одиночестве

21.03.2020 14:27Мария АТРОЩЕНКО
Экспозиция «О Тишине на поле» открыта для индивидуального посещения в Центре социальных инноваций на базе Архангельского музея освоения Арктики имени Борисова.

Из-за угрозы коронавируса и режима повышенной готовности, который ввели в Поморье, музеи не закрылись, но в них отменили многолюдные экскурсии выходных дней и массовые мероприятия вроде выставочных вернисажей. 

Поэтому первая персональная выставка художницы Анны Коробейниковой в ЦСИ-Архангельск открылась, но осталась без торжественного открытия. Впрочем, арт-директор дома-музея «Марьин Дом» Анна Злотко, у которой гостила художница, рассудила: тихой выставке — тихое открытие.

— Несмотря ни на что, я думаю, событие случилось, — сказала Анна Коробейникова. — То, что хотелось, произошло. Все вместе в одном пространстве эти ковры ещё никогда не висели. Да, не будет такого массового вхождения в это пространство. Но, может, как Аня сказала, выставка тоже требует тишины.

Анна Коробейникова.Анна Коробейникова.

Анна Коробейникова привезла в Архангельск 11 работ. Художница писала их в необычной технике: завязывала глаза, оставалась наедине с тишиной и полотном — загрунтованным старым гобеленом или ковром, — и погружалась в молитвенное слушание. А потом открывала глаза и пыталась воспринять то, что к ней пришло в этом акте творчества. 

В этих живописных коврах отразились духовные искания художницы. И пройдя по экспозиции, от полотна «Поле 1» к «Полю 11», можно вместе с ней проделать этот путь. Сама художница вступила на него в 2014 году. 

— Этот поиск себя начался с вопросов: «Зачем я?», «Кому я нужна?», «Что я могу сделать для человека, для мира?», «Откуда я пришла и куда иду?», — рассказала Анна. 

Эти вопросы выразились в абстракции первых полотен.

— Буйство красок, линий, абсолютно непонятно, что происходит, — пояснила художница. — Это, видимо, то, что внутри было, — такая потерянность. И постепенно из хаоса всё начало переходить в нахождение ответов. Но эти ответы заставляли и задуматься, и менять что-то в жизни, выбрать какой-то новый путь познания себя и мира. Для меня искусство и творчество — это инструмент исследования мира, человека, того, что происходит и будет происходить, — некий взгляд в будущее. И вот эти ответы иногда были даже болезненные. Приходилось от чего-то отказываться. От того, к чему ты привык, но что мешает сделать следующий шаг.

Когда стали появляться ответы, к пятому полотну абстракция понемногу сменилась каким-то сюрреализмом: из сплетений красок и линий вдруг материализовалась какая-то фигура, пусть и неопределённая.

— В поиске ответов на вопросы, связанные со смыслом жизни и призванием, мне стало вдруг понятно, что есть Тот, кто призывает, — рассказала Анна Коробейникова. — И как раз в пятом полотне я попыталась Его визуализировать. Появилось ощущение чёткого присутствия Бога в жизни, того, что он огромен и охватывает всю Вселенную. Но всё-таки было ещё непонятно, что происходит со мной и как-то применить в жизни. 

Шестой ковёр художница расписывала в детском реабилитационном центре.

— Я там работала волонтёром и, можно сказать, тоже проходила там реабилитацию как художник, как человек, который надломлен, — пояснила Анна. — И на этом полотне уже чувствуется тишина, появляются какие-то сдержанные оттенки. Какой-то путь начал проявляться. И это было первая работа, в которой появилась чёткая линия горизонта.

Вслед за фигурами на предыдущих коврах на седьмом впервые появилось лицо. 

— То ли оно спускается на человека, образуя личность, то ли оно, наоборот, уходит, — отметила художница. — Я тоже размышляю над этим, у меня нет конкретного ответа. Как будто бы эту историю мне рассказали. Я знаю, что она имеет ко мне отношение, но я тоже разгадываю эту тайну.

Затем она перешла к размышлению о феномене Женщины — от Евы до себя самой, — о её предназначении.

— Это полотно было самым мучительным для меня, — призналась художница. — Я его, наверное, раз пять перекрашивала и не знаю до сих пор, закончено оно или нет. Может, приеду в Москву и что-то опять перепридумаю.

К последним работам Анне Коробейниковой открылся Человек, земная жизнь которого полна страданий.

— Но наверху всё иначе: там чувствуется единство, какая-то соборность между людьми, — пояснила художница.

Без работ, созданных в «Марьином Доме» в пинежской деревне Чакола, завершения бы не случилось. Последнее полотно единственное из серии имеет название — «Махонька, расскажи мне сказку». Его она расписывала, сидя на могиле у сказительницы Марии Кривополеновой. И эти слова произносила про себя, чтобы не было так страшно: по пути художница обнаружила волчьи следы. В этот момент испытания к ней через полотно пришла фигура распятия.

— Это условное заключение этой серии, — рассказала Анна Коробейникова. — На вопросы, кто я, куда иду и кому нужна, я для себя нашла ответы. Для меня они в жизни с Богом.

Выставка дополнена мультимедиа. В наушниках посетители смогут услышать трогательный голос Анны и попытаться представить, что она чувствовала — одна, в поле, с завязанными глазами. А видеоконтент позволит увидеть процесс создания живописных ковров. Его в московской мастерской художницы сняла другая гостья «Марьиного Дома» — режиссёр Мария Тайгузина, которая готовится к съёмкам документального фильма о Марии Кривополеновой и людях, которых она вдохновила.

Видео транслируется не на пустую стену, а на ещё один ковёр, загрунтованный белой краской. После закрытия выставки Анна Коробейникова поедет с ним слушать тишину на Белом море.

Из-за того, что выставка лишилась открытия, она будет продлена до окончания особого режима. Встретиться со зрителями художница надеется на закрытии. Пока же экспозиция открыта для индивидуальных посещений. На входе в музей можно обработать руки хлоргексидином и измерить температуру.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.