Общество
Картинки к внутреннему тексту: в Архангельске открылась выставка иллюстраций творческого объединения «Кисеты»
1/5

Картинки к внутреннему тексту: в Архангельске открылась выставка иллюстраций творческого объединения «Кисеты»

03.03.2020 14:34Мария АТРОЩЕНКО
90 листов представили в архангельской библиотеке имени Добролюбова в рамках фестиваля книжной иллюстрации и самиздата §ГРАФИКА.

Выставку в Добролюбовке представили два человека, имеющие непосредственное отношение к появлению «Кисетов» — иллюстратор, график, преподаватель Британской Высшей школы дизайна Виктор Меламед и его бывшая студента, а теперь коллега по «Британке», одна из художниц объединения Татьяна Иванкова.

«Кисеты» — это суперкоманда 11 иллюстраторов, которая образовалась в 2016 году на курсе Виктора Меламеда. Себя они определяют так:

«Кисеты — это горсть разноцветных мармеладин. Это огромный чувак, составленный из разных холстов. Кисеты — это мы: девочки и мальчики, сумасшедшие люди, шикарные и дурацкие, ковбои и космонавты».

На выставке в Архангельске представили иллюстрации девяти из 11 «кисетов» — как личные, так и коммерческие проекты, выполненные на заказ. Клиентами членов объединения, как правило, становятся известные медиаплатформы — компания Яндекс, сетевые издания The Village, «Такие дела» и самиздат «Батенька, да вы трансформер», — а также известные издательства, например, «Самокат».

Татьяна Иванкова и Виктор Меламед.Татьяна Иванкова и Виктор Меламед.

Наиболее широко на выставке представлена иллюстрация Лены Булай. Как рассказала Татьяна Иванкова, которая на открытии «отдувалась» за коллег, серия Лены «Собачий дневник», в принципе, — одна из самых масштабных у всех «Кисетов».

Всё началось с того, что художница взяла из собачьего приюта пса и назвала его Джо. И начала работать над non-fiction книгой «Моя собака» — о том, что бывает и с какими трудностями сталкиваешься, когда заводишь пёселя. Как человек очень ответственный, по словам Татьяны Иванковой, она поставила себе цель зарисовывать каждый день из её совместной жизни с Джо.

На картинках — простые, но милые, понятные каждому собаководу, ситуации: пёс мешает надеть брюки, вцепившись зубами в штанину, гуляет с хозяйкой по заснеженному парку, встречая по пути дворников и трамваи. Возможно, дело в названии серии зарисовок, но они действительно кажутся иллюстрациями именно к дневнику собаки: глядя на них, мы как будто смотрим на мир благодарными, слегка удивлёнными глазами приютского пса, узнавшего, что такое дом. Особенно трогательной кажется первая иллюстрация, где Джо сидит рядом с новой хозяйкой, по зимнему укутанной, как капустка, в объёмный пуховик-облачко. Легко представить, что она была нарисована в тот самый день, когда Лена Булай пришла за ним в приют: может, это было зимой?

Картинки, собранные на выставке, так и работают — рассказывают истории самостоятельно, самодостаточно. По большей части, по словам Татьяны Иванковой, они существуют без текста, точнее, иллюстрируют «внутренний текст художника». А, например, другая иллюстрация из серии «Собачий дневник», работает скорее не с текстом, а с контекстом — на ней героиня художница держит Джо на руках точь-в-точь, как дама с горностаем с картины Леонардо да Винчи.

Впрочем, далеко не все иллюстрации на выставке существуют сами по себе: например, работы самой Иванковой служат цифровыми эскизами к живописи и шелкографии, а графика Нади Железновой иллюстрирует детскую книгу о сомнениях или сборник суеверий.

Кроме того, в экспозиции представлены работы из других серий Лены Булай. «Русский праздник», посвящённый традициям национального застолья, — это чистое раблезианство и пиршество цвета. А литературный календарь-2020, выполненный для издательства «Лабиринт», — пример того, что коммерческие проекты иллюстратора могут быть не менее интересны, чем личные. Картинки из календаря разглядываешь, как литературную шараду, выискивая на них аллюзии. Одна из иллюстраций, например, — очень пушкинская: там и дядька Черномор, и русалка… При этом, на ней же — жёлтая подводная лодка!

Татьяна Иванкова.Татьяна Иванкова.

И это далеко не все. Посмотреть на выставке можно очень много. Например, комиксы Дмитрия Пахомова. Или остросоциальные работы Евгении Власовой об итальянской мафии, новой экономике и окружающей среде. Или самые «живые» картинки — иллюстрации Ирины Красильниковой, выполненные маслом и масляной пастелью. А ещё «Ассорти» Аси Литвиновой или избранные работы Тани Виноградовой и Маши Шишовой, сделанные к флешмобам и челенджам «Кисетов».

Напомним, что фестиваль книжной иллюстрации и самиздата §ГРАФИКА организовали объединение «плакат—центр», Добролюбовка и ЦСИ-Архангельск. Следить за его расписанием можно здесь. Он продлится до 29 марта.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.