Глава Архангельска Дмитрий Морев озвучил претензии «Экоинтегратору»
1/19
Общество
Архангельск переполнен Абрамовым, Абрамов — Россией

Архангельск переполнен Абрамовым, Абрамов — Россией

29.02.2020 16:25Мария АТРОЩЕНКО
29 февраля исполнилось сто лет со дня рождения знаменитого северного писателя, уроженца деревни Веркола. Накануне в архангельских Гостиных дворах открылась выставка «Переполненный Россией. В поисках правды».

Масштабная экспозиция раскинулась на четыре выставочных зала историко-архитектурного комплекса и объединила порядка 250 предметов — архивных фотографий из Верколы, иллюстраций к произведениям писателя, рукописей, писем, документов, театральных афиш к спектаклям по его книгам.

Первый зал — литературный. В нём посетителям дали возможность прикоснуться непосредственно к творчеству Фёдора Абрамова: надев наушники, послушать отрывки из его рассказов в исполнении известных артистов, рассмотреть иллюстрации к ним Евгения Зимирева, Сергея Сюхина и других архангельских художников.

С первого зала начали свой путь по выставке её первые посетители. Их поприветствовал губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

— Я уже несколько дней нахожусь в окружении всего, что связано с именем Абрамова, — сказал глава региона. — Это удивительное ощущение, поскольку понимаешь, что прикасаешься к чему-то совершенно необычному. Пройдя по этой выставке, я понимаю: великое счастье, что есть такие юбилеи. Нам предоставляется возможность продолжить процесс познания мира Абрамова. Это удивительная возможность — увидеть его подписи на книгах, услышать его голос, погрузиться в атмосферу, которую он создавал в своих произведениях. Ни секунды не сомневаюсь, что сюда не зарастёт народная тропа. По той причине, что нам самим нужно разобраться в себе.

Игорь Орлов.Игорь Орлов.

Директор Архангельского краеведческого музея Наталья Шпанова поблагодарила своих коллег за работу, область — за беспрецедентное финансирование, а также за ремонт Иняхинского дома в Верколе. 

От Ассоциации литературных музеев России ко всем присутствующим обратился руководитель научно-экспозиционного отдела музея-квартиры Фёдора Достоевского Павел Фокин.

— Наша страна удивительная, в России много чудес, и одно из них — литературные музеи, — сказал он. — Их в России около 400. Эта невероятная цифра свидетельствует о том, что слово — это то, что держит Россию. В этих залах мы можем увидеть, как слово Фёдора Абрамова создаёт вокруг себя целый мир — художественный, театральный. Мы видим, как это слово держит дух, как не даёт забыть вековые традиции. Русская литература всегда стоит на охране русского мира. К сожалению, современная литература всё более отдаляется от выдающихся примеров духовного служения XIX–XX века. И именно поэтому так важно, чтобы в юбилейные дни напоминание о русских писателях было активно предъявлено обществу.

Павел Фокин.Павел Фокин.

Второй зал — театральный. Зрители попали туда через сцену, подобно тому, как проходила в зал из фойе публика культового спектакля «Деревянные кони» Юрия Любимова в театре на Таганке 1974 года. На стенах — афиши МДТ Льва Додина — Театра Европы, театра имени Ленинского Комсомола — ныне «Ленкома», московского драматического имени Гоголя.

Со сцены с посетителями Гостиных дворов говорил консультант выставки, режиссёр Теймураз Эсадзе. Он попытался сформулировать «возможно, не столь благостно», в чём для него величие Абрамова.

— Одарённых людей Россия родит много, — сказал режиссёр. — Но единицы в результате становятся по-настоящему значимыми для народа. Человек, который садится за письменный стол, чаще всего начинает писать не о себе, а о ком-то. И только единицы по-настоящему выдающихся людей могут этот указующий и обвинительный пальчик направить на себя. Начать искать причину в себе может только тот человек, который понимает, что такое его дом. Точка зрения: «До всего есть дело, потому что это мой дом», — это ещё одно условие того, что писатель станет выдающимся. Это то, чего сегодня не хватает. Я не слышу сегодня из писательской среды тех слов, которые открыто произносились в гораздо более сложные времена. Сегодня всё свелось к выяснению отношений с властью, что не является магистральным во взаимодействии художника с миром. И обращаться в первую очередь должно не к власти: власть — производная от народа, — а, как Фёдор Александрович, к своим землякам.

Теймураз Эсадзе.Теймураз Эсадзе.

Вместе с Теймуразом Эсадзе в Архангельск приехал заслуженный артист России из Самары Олег Белов. Он представил открывок из моноспектакля «Вокруг да около».

Третий зал «Земляки», наискось рассечённый речкой Пинегой, посвящён Верколе и его жителям. Специальные гости открытия — участницы фольклорного театра поморской культуры «Сузёмье» — узнавали на фотографиях из Верколы своих родственников и друзей.

— Это моя мама — Наталья Петровна, — указала на женщину с портфелем на групповом снимке веркольчан, сделанном в 1950-е, Анна Заварзина. — Она прототипом Варвары стала. Всю жизнь кладовщицей работала. А я выросла с племянниками Фёдора Александровича — Володей и Надей, — всё время к ним бегала. Помню, он мне при встрече говорил: «Анка, как жизнь?».

Анна Заварзина.Анна Заварзина.

Контекст для архивных фотографий создавала история развития и упадка северной деревни, подробно изложенная на стендах.

Четвёртый — зал-трибуна, зал-манифест. Его концепцию кураторы выстроили вокруг выступления Фёдора Абрамова перед читателями в «Останкино». Зайдя в тёмный павильон, выстроенный в центре зала, зрители оставались наедине с писателем. 

Встретиться с писателем можно будет до середины сентября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.