В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/5
Общество
Здесь ребёнок чувствует себя комфортно. Специалисты центра «Радуга ощущений» помогают детям полноценно воспринимать окружающий мир

Здесь ребёнок чувствует себя комфортно. Специалисты центра «Радуга ощущений» помогают детям полноценно воспринимать окружающий мир

19.02.2020 16:18Виталий БАРАШКОВ
Специальное организованное пространство для детей и их родителей объединило инструменты сенсорной интеграции, нейрокоррекции, адаптивной физкультуры и психологии.

Центр сенсорного развития «Радуга ощущений» работает в Архангельске с 2018 года. Сегодня в нём занимаются около 50 детей в возрасте от двух до восьми лет, в том числе и с особенностями развития. Занятия, в которых они участвуют, направлены на создание фундамента для улучшения интеллекта, навыков коммуникации, взаимодействия с окружающим миром и других необходимых компетенций.

Научиться полноценно воспринимать действительность ребёнку помогают специалисты по нейрокоррекции, адаптивной физкультуре, психологии и уникальной для Архангельской области сенсорной интеграции. Благодаря вере именно в этот инструмент коррекционной работы и была создана «Радуга ощущений».

«Мы оттолкнулись от сенсорной интеграции»

С детьми с задержкой развития создатель «Радуги ощущений» Анна Хотенова работает с 2016 года. На определённом этапе работы она поняла, что направление сенсорной интеграции очень важно в коррекционной работе с детьми.

— Это было не спонтанное решение, я изучила много практик, опыт других специалистов, в том числе и зарубежных. И я решила попробовать сенсорную интеграцию в работе с детьми: поехала учиться в Москву и на определённом этапе начала практиковать, — рассказывает идеолог проекта.

Анна Хотенова.Анна Хотенова.

Руководство коррекционного центра в Архангельске, где на тот момент трудилась Анна Хотенова, мнение о пользе нового инструментария не разделило. И ей пришлось делать выбор — либо развивать сенсорную интеграцию самостоятельно, либо никак.

— В 2018 году мы создали собственный центр и сейчас успешно развиваем это направление в Архангельске и Архангельской области. Мы оттолкнулись от сенсорной интеграции, но я не была ориентирована только на неё. Вся коррекционная работа выстраивается в комплексе. С одним ребёнком занимается несколько специалистов. Мы работаем в команде, — объясняет Анна Хотенова.

Не только процесс, но и инструмент

— Каждую минуту мозг обрабатывает огромное количество сенсорной информации, поступающей от всех органов чувств — глаз, ушей, кожи. Сенсорная интеграция, как физиологический процесс, организует и интерпретирует все эти данные. Мозг в этом случае делает всё, чтобы мы были максимально эффективны в обычной повседневной жизни, — рассказывает Анна Хотенова.

С другой стороны, сенсорная интеграция — это инструмент, который в «Радуге ощущений» как раз используют для работы с детьми.

Его суть — в организации свободной игры в специально оборудованном пространстве. В ней участвуют много подвесных конструкций, различных утяжелённых и тактильных вещей — например, разных подушек. Всё это нужно для того, чтобы включить в работу как можно большее количество сенсорных систем. Ребёнок, попадая в эту среду, учится выстраивать грамотную работу своих сенсорных систем вместе со специалистом.

— По статистике у 82 процентов детей с задержками в развитии имеется дисфункция сенсорной системы. Их органы чувств воспринимают действительность не так, как традиционно принято её воспринимать. И поэтому на занятиях они допитывают свою сенсорную систему, компенсируют особенности, вызванные ее дисфункцией. Наша цель — вывести ребёнка на тот уровень, где он может взаимодействовать со своими сверстниками, учиться, быть успешным без помощи педагога, — отмечает специалист.

Работа в команде

На сегодняшний день в «Радуге ощущений» работает семь педагогов. Это дефектологи, логопеды, специалисты по адаптивной физкультуре, психологии и нейропсихологии.

Так как раз нейропсихолог Анна Горошнева общается с детьми в кабинете с «голыми» стенами — на них нет никаких изображений. Это сделано специально, чтобы ребёнок не отвлекался. Она объясняет, что если работа идёт с ребёнком с СДВГ, то сначала они снимают агрессивные предпосылки в пространстве для сенсорной интеграции — там есть мягкие блоки, которые удобно кидать. Затем они перемещаются уже в помещение со «стерильными» стенами, где дошкольник с неустойчивым вниманием будет более сконцентрированным на упражнениях.

Анна Горошнева.Анна Горошнева.

— У детей с ограниченными возможностями здоровья часто встречается дисфункция головного мозга. То есть, отделы головного мозга созревают несвоевременно, и кора головного мозга в целом тоже. Посредством наших занятий мы кору заставляем развиваться, стимулируем её. Например, благодаря упражнению в котором ребёнку нужно рисовать двумя руками одновременно, мы заставляем два полушария работать вместе, — рассказывает Анна Горошнева.

Во время беседы она занимается с активным и говорливым пятилетним Андреем. Он ходит в «Радугу ощущений» с самого её открытия. По словам его мамы, с момента начала занятий он стал общительнее, у мальчика улучшилась речь. Кроме того, контакт с педагогом он установил сразу.

В соседнем кабинете играет восьмилетняя Маша. Вместе с Анной Хотеновой она путешествует по матерчатому туннелю, раскачивается на мягком бревне и кидает разнообразные подушечки с подвесной платформы. Девочка улыбается и живо реагирует на предложения педагога.

— Мы пришли, чтобы ребёнок научился хорошо себя чувствовать в социальной среде. Маша очень сложно идёт на контакт и мне хотелось, чтобы она перед школой научилась не бояться сверстников и взрослых. Мы ходим сюда около года: в умственном, речевом развитии у Маши хорошие результаты и это благодаря педагогам. Они стараются найти подход к детям и дают им только то, что им действительно нужно. Ребёнок себя здесь чувствует очень комфортно, — говорит мама Маши Светлана Богачёва.

Планы на будущее

Анна Хотенова рассказывает, что в Архангельской области используют не так много новых коррекционных методик, которые успешно применяются в Москве, Питере или за рубежом. Поэтому, для Поморья «Радуга ощущений» — очень актуальный центр. Кроме того, его наличие позволяет родителям не тратить деньги на поездки ради помощи детям в другие города, а спокойно заниматься с ними здесь, в Архангельске.

Педагог признаётся, что запрос на услуги центра «достаточно большой». На сегодняшний день в «Радуге ощущений» занимается порядка 50 детей и цифра увеличивается с каждым месяцем. Отчасти этому способствует то, что центр входит в реестр поставщиков социальных услуг и поэтому предоставляет бесплатные услуги для своих клиентов.

В 2019 году центр сенсорного развития «Радуга ощущений» победил в региональном этапе конкурса «Лучший социальный проект года», организатором которого выступило Агентство регионального развития, центр услуг «Мой бизнес». Проект Анны Хотеновой первенствовал в направлении «Здравоохранение», номинация «Лучший проект социального предпринимательства в сфере поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья».

Останавливаться на достигнутых успехах в центре не собираются. В планах — увеличить штат специалистов — нужны ещё один на сенсорную интеграцию, и ещё один нейропсихолог. Своего ресурса, чтобы закрывать востребованные направления, уже не хватает.

— Мы планируем вводить и новые направления работы с детьми. Мы хотим поднять наш уровень, заниматься самой актуальной коррекционной работой, — отмечает Анна Хотенова.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.