Общество
Сукман, рукавицы и треух: в Архангельске собрались эксперты-реставраторы народной одежды

Сукман, рукавицы и треух: в Архангельске собрались эксперты-реставраторы народной одежды

13.02.2020 15:40Анастасия СМЕТАНИНА
Научно-практическая конференция, посвящённая верхней одежде народов России прошла в доме-музее «Усадьба Плотниковой».

Краеведы, культурологи и реставраторы со всей страны приехали послушать доклады коллег и познакомиться вживую с культурой Русского Севера. Трёхдневная программа была насыщенной: посещение местных музеев, детской школы народных ремесел, отдела реставрации тканей и выездная экскурсия в село Ломоносово, а там — знакомство с фабрикой художественной резьбы по кости и историко-краеведческим музеем.

Конференция посвящена особенностям верхней одежды в традиционном костюме народов России, технологии реставрации и реконструкции предметов гардероба.

На севере люди всегда одевались тепло — хоть на праздник, хоть на работу. К примеру, рыбаки поверх основной одежды надевали сукман — длинную рубаху из домотканого сукна, которая не пропускает воду и ветер. На голове носили треух — шапку с тремя концами, также обтянутую сукном, и две пары рукавиц: нижние — вязаные, а верхние — меховые. Нередко промысловую одежду покупали в Норвегии, поэтому предметы заграничного гардероба можно нередко встретить в краеведческих музеях на севере России.

Обычно в музеи попадает верхняя одежда, которая загрязнена, порвана и побита молью. И на реставраторах лежит важная миссия — починить вещь, не испортив старинную ткань. Конечно, есть методики и технология реставрации, но всё равно, говорят участники конференции, каждый ремонт — уникален. Реставраторы работают по принципу «что сохранилось, то сохраняем», поэтому одежду никогда не перешивают заново, а для латания дыр подбирают ткань похожего качества и цвета.

В Архангельском филиале всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Игоря Грабаря работают мастера различных направлений: по древнерусской живописи, масляной живописи, книгам, графике, металлу и ткани.

Галина Григорьева много лет работает реставратором. На конференции она выступила с докладом о реставрации верхней одежды Онежского уезда Архангельской губернии и поделилась особенностями работы:

«Мы работаем с коллекциями музеев Архангельска, и экспонатов в них ещё на несколько поколений вперёд. Мы можем привести в порядок ограниченное количество одежды, ведь каждая вещь требует массу времени и сил. Так что мы берём в план несколько вещей и одну большую работу, чтобы делать параллельно и чередовать реставрацию для разнообразия».

Фотографии — дополнительный источник информации для всех исследователей русского костюма. Старший сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Татьяна Зюмина на конференции рассказала о коллекции фотографий 1870 года. Кадры ценны изображением и подробным описанием одежды народов европейской части России:

«Судя по всему, это был целенаправленный сбор информации или географического общества или любителей естествознания, археологии и этнографии — они делали такие программы. Это довольно объёмная работа, представленная в 270-ти фотографиях, на которых запечатлена праздничная и повседневная одежда крестьян. Основные атрибуты верхней русской одежды: тулуп или кафтан, картуз, штаны, шапка, сапоги или валенки. Кардинальной разницы в одежде между районами нет, но присутствуют нюансы в фактуре и названиях».

Если наш материал пробудил в вас интерес к традиционному северному костюму и его истории, то милости просим на постоянную экспозицию в архангельский музей изобразительных искусств.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.