В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
ЖКХ
Юрий Сазонов: «Каждый день мы совершаем подвиг, растянутый во времени»

Юрий Сазонов: «Каждый день мы совершаем подвиг, растянутый во времени»

12.02.2020 11:34Владлена РОМАНОВА
2020 год стал для архангельского «Спецавтохозяйства по уборке города» по‑настоящему революционным.

Во-первых, в конце 2019 года на предприятии полностью обновился руководящий состав. Во-вторых, с 1 января «САХ» стал работать по другим правилам. О переломном настоящем и амбициозном будущем компании рассказал её новый директор Юрий Сазонов.

— Юрий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как изменилась жизнь компании с 1 января, с тех пор, как в области начал работу региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами?

— Можно смело сказать, что 2020‑й год стал для «Спецавтохозяйства» переломным. Стоит начать с того, что с приходом регоператора действовавшая ранее система в обращении с твёрдыми коммунальными отходами упорядочилась. Например, ещё недавно к одной контейнерной площадке могли подъехать до четырёх мусоровозов, принадлежащих разным перевозчикам. Каждый из них обслуживал свой контейнер. Прошлая логистика напоминала лёгкий хаос. Всё потому, что ранее вывозом мусора в Архангельске занимались 16 организаций. Сегодня — всего пять, включая нас. За каждой закреплены конкретные районы, поэтому маршруты не пересекаются и не дублируются.

— Получается, что нагрузка 11 ушедших с рынка компаний распределилась на пять оставшихся?

— Это верно, но требует уточнения. Львиная доля объёмов ушедших с рынка перевозчиков легла на плечи «САХ». Конкретно на «Спецавтохозяйство» сегодня приходится 70 процентов всех перевозок твёрдых коммунальных отходов. Раньше этот объём составлял 40 процентов. И здесь важно отметить, что при увеличении объёма работ почти вдвое мы справляемся прежними ресурсами. При этом машин в нашем парке больше не стало, как и водителей тоже.

— Не сказывается ли такая оптимизация на сроках и качестве вывоза мусора?

— Вообще, я искренне считаю, что наши водители каждый день совершают подвиг, растянутый во времени. Если раньше каждый из них вывозил примерно по 70 контейнеров за смену, то сейчас эта цифра уже доходит до 200! Представьте, насколько чётко нужно концентрироваться на графике, чтобы всё успевать. К тому же мы усилили контроль качества, что только добавило им работы. Теперь каждый водитель с помощью служебного гаджета должен фиксировать состояние контейнерной площадки до и после уборки. Фотографии автоматически выгружаются на специальный сервер, поэтому мы всегда можем проконтролировать тот или иной адрес.

Обращаюсь к архангелогородцам: если вы стали свидетелем нарушения со стороны водителя «САХ» (рассыпал мусор из контейнера во время его выгрузки в мусоровоз и не убрал его), то также можете сделать фото или видео и сообщить о конкретном случае нашему диспетчеру.

Если говорить о переменах, то в конце прошлого года мы укрепили системы контроля на своём полигоне ТБО, куда свозится весь городской мусор. Во-первых, мы сразу же модернизировали пропускную систему. На территорию могут проехать только лицензированные перевозчики. Номера всех мусоровозов внесены в базу, поэтому если кто‑то захочет выгрузить отходы нелегально — система тут же сообщит об этом. Во-вторых, на месте работают контролёры, которые в процессе выгрузки следят за тем, чтобы на полигон не попадали запрещённые отходы: ртутные лампы, автомобильные покрышки и так далее.

— Насколько сложным было для вас погружение в дела компании?

— Наверное, стоит начать с того, что мы пришли к нулю во всех смыслах. Прошлый руководящий состав полностью самоустранился — некому было даже передать нам дела. На счетах «Спецавтохозяйства» числилось ноль рублей. Но настоящим сюрпризом стала новость о том, что ранее предприятие произвело займ денежных средств под векселя. Ситуация патовая: мало того что у компании совершенно нет никакого бюджета на то же топливо и зарплаты рабочим, так ещё и целая очередь кредиторов, требующих немедленно вернуть их деньги. Пришлось сильно постараться, чтобы выровнять финансовое состояние предприятия, но нам это удалось.

— Какой из ваших предыдущих опытов помог справиться с этой непростой ситуацией?

— Ну, во‑первых, у меня хорошая теоретическая подготовка. В своё время я получил три высших образования по специальностям «экономист», «юрист» и «инженер-механик», поэтому имел твёрдую базу для руководства таким предприятием, как «САХ». Во-вторых, я имею за плечами огромный опыт работы как исполнителя, так и руководителя. Ещё в 2000‑х я работал главным инженером в «BOSCH-сервис». Там я в полной мере познакомился с вопросами эксплуатации, технического обслуживания и текущего ремонта автотранспорта.

Позднее стал начальником автохозяйства УВД по Архангельской области. В моём подчинении тогда было более 1000 автомобилей. Необходимо было осуществлять серьёзное планирование: сколько топлива закупить, сколько запчастей, какие именно, как выстроить логистику. Всё это дало мощную базу для понимания технических процессов компании. Но самым ценным навыкам управления я научился тогда, когда работал заместителем начальника Центрального окружного управления материально-технического снабжения МВД России по Центральному федеральному округу. Огромный масштаб, множество подразделений, которые необходимо было обеспечивать ресурсами. Этот опыт, пожалуй, стал самым ценным в моей жизни.

— Юрий Юрьевич, этот год стал переломным не только для «САХ», но и для вас лично — на днях вы отметили своё 50‑летие. Это время, когда подводят итоги и строят планы. Каким вы видите будущее компании, руководителем которой стали?

— У нашей команды самые амбициозные планы. Если говорить о самом предприятии, то в первую очередь мы планируем обновить автопарк. Как я уже говорил, мы выполняем новые объёмы работ при прежних ресурсах. Это большая нагрузка и для людей, и для техники. Если всё пойдёт по плану, то уже в этом году в автопарке «САХ» появятся новые импортные мусоровозы. Сейчас наши водители работают на КамАЗах. Машины очень сложные в эксплуатации: часто ломаются плюс постоянная проблема с запасными частями для ремонта. Европейская техника в этом смысле хоть и дороже в закупке, зато надёжнее и экономичнее в содержании, выносливее в эксплуатации и, что немаловажно в вопросе перевозки — вместительнее. Проще говоря, если один КамАЗ собирает до 90 кубов неспрессованного мусора, то его импортный аналог — до 170 кубов, то есть почти в два раза больше. Получается, что КамАЗ быстро загрузился и ему уже нужно ехать на полигон и тратить время на поездку и выгрузку, а его зарубежный «коллега» продолжает собирать мусор на маршруте. Ну и ещё одна важная причина такого выбора — европейский мусоровоз может быть оснащён двухсекционной надстройкой. То есть в одну половину он может загружать перерабатываемые отходы, а в другую — то, что отправится на утилизацию.

— Это значит, что «САХ» планирует внедрять раздельный сбор отходов?

— Конечно. Уже через пару лет мы планируем совместно с регоператором постепенно наполнять город контейнерами для отходов, которые можно переработать. Я думаю, что наши люди тоже готовы к этому. Я смотрю на свою дочь, на её друзей, и меня радует, насколько ответственны в потреблении современные школьники. Они не то что разделяют отходы по фракциям, они их сортируют по видам!

Мы, конечно, планируем начать с простого и устанавливать по два вида контейнеров на площадке. Один для перерабатываемых отходов, второй — для неперерабатываемых. А уже общую массу вторсырья будет отделять по фракциям и видам автоматическая сортировочная линия. Во времена работы в АО «Трест „Гидромонтаж“» мне приходилось часто общаться с коллегами из Китая. Так вот у них давно эксплуатируются автоматизированные системы сортировки, которые с помощью специальных датчиков «отсеивают» одно от другого. При этом полностью исключается человеческая ошибка, чем зачастую грешит ручной отбор. В ближайшей перспективе необходимо внедрить такую же систему и у нас, ведь во всех цивилизованных странах компании зарабатывают огромные деньги на продаже вторсырья.

— Да, но ведь у нас поблизости нет мусороперерабатывающих заводов. Приходится отправлять груз в ближайшие области, а это логистические затраты, соответственно — снижается чистый доход с продажи.

— Небольшие и средние партии вторсырья отвозят в ближайшие Вологду и Ярославль. На сегодняшний день у меня есть предложения от коллег из Китая — они хоть сейчас готовы закупать тот же вторичный пластик в больших объёмах, но для нас это будет выгодно в том случае, если мы сможем обеспечить требуемые объёмы поставок. К сожалению, пока это невозможно. Но если создать необходимые условия для раздельного сбора отходов, то велика вероятность того, что львиная доля перерабатываемого мусора будет отправляться для переработки, а не закапываться на полигонах.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.