Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/4
Общество
Александр Филиппенко обратил театральных деятелей Поморья в восторженных зрителей

Александр Филиппенко обратил театральных деятелей Поморья в восторженных зрителей

10.02.2020 09:12Мария АТРОЩЕНКО
Творческий вечер народного артиста России стал подарком к 80-летию архангельского отделения Союза театральных деятелей.

Поздравить архангельское отделение Всероссийского театрального объединения с юбилеем актёр согласился с радостью. В Архангельск он приехал не только с поздравлениями, но и с приветами. Например, Молодёжному театру — от драматурга Сергея Коковкина и сценаристки Анны Родионовой.

Блистательный артист, «вахтанговец» с 20-летним стажем, «яркий представитель тёмных сил» в кино, привёз в Архангельск один из своих опытов литературного театра — моноспектакль «У автора в плену». Если у Бориса Пастернака художник — «вечности заложник, у времени в плену», то Александр Филиппенко — у автора. Проявляя талант медленного чтения, он переводит «с авторского на зрительский».

Он появился на сцене Камерного зала Поморской филармонии, конечно, под аплодисменты — лёгкой джазовой походкой, в клетчатом костюме и с ярким галстуком, — но так свойски, так обаятельно просто, как будто лишь на секунду отлучался за кулисами после первого выступления в Архангельске в 2010 году. И словно продолжил дружескую беседу на том месте, где остановился, — как раз на рассказе об артистах-«трансформаторах». 

Не знай публика, что это «Случай в провинции» Михаила Зощенко, можно было и правда представить, что это не проза, а воспоминание, гастрольная байка — настолько органично и правдоподобно звучала она в устах великолепного рассказчика. 

Будто это его вместе с пианисткой Марусей, рослым имажинистом и лирическим поэтом однажды приняли за циркача-«трансформатор» — такого артиста, который выходил к публике, раскланивался, скрывался за кулисами, а затем вновь появлялся, но уже с другим голосом и в другой роли. Но он же, при полном погружении, оставался и слегка отстранён, и последнюю фразу анекдотического рассказа преподнёс публике уже смеясь, с весёлым восхищением изобретательностью Зощенко.

Стихи и проза переплелась в программе с воспоминаниями Александра Филиппенко. Своих любимых авторов — Михаила Зощенко, Сергея Довлатова, Бориса Пастернака, Юрия Левитанского, Александра Галича, Николая Эрдмана, Михаила Жванецкого, — артист призвал в свидетели, чтобы рассказать о «своём ретро». О времени, когда Сталина уже похоронили, а, значит, можно было стиляге надеть красные чешские носки, о 1960-х и шестидесятниках, которые все, кого ни спроси, начинали с драмкружков, о КВН «домасляковского периода», когда он в команде физико-технического института играл против команды медиков во главе с драматургом Григорием Гориным.

Те, кто обычно сам приковывает взгляды публики, слушали народного артиста затаив дыхание. А тот был откровенен — все свои же. Если со старшим поколением людей театра 75-летний Александр Филиппенко говорил ностальгически, как со сверстниками: «Где в Архангельске был Бродвей?», — то с молодёжью делился бесценным опытом. А за время работы с Юрием Любимовым, за 20 лет в театре имени Вахтангова, на съёмках множества кинокартин его накопилось предостаточно.

В судьбе актёра, рассказывал он, всегда большую роль играет Его величество Случай. А, значит, всегда нужно иметь продукт — эстрадный номер. А главное, чему научился артист уже на вольных хлебах, — «актёр должен понимать своё место в формуле». Хоть на съёмках сериала, где не надо никакой «чеховщины» и полутонов, хоть на совершенно новой территории — в спектакле «Палачи» у Кирилла Серебренникова.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.