В фойе театра у ёлки публику встречают благородные дамы в изысканных туалетах той эпохи и праздничных масках — не карнавальных, а защитных. Хозяйки вечера во главе с народной артисткой России Светланой Михайловой предлагают гостям вытянуть новогоднее пожелание. Одно, например, гласит: «Какой секрет счастья? Ходить по земле!».
Спектакль «Подарки судьбы» — это очередная совместная работа актрис Валентины Родькиной и Нины Тумановой. Первая написала инсценировку по мотивам рождественских и святочных рассказов русских классиков второй половины XIX — начала XX веков. В неё вошли сочинения Александра Куприна, а также его менее известных широкому кругу читателей современников — Павла Засодимского и Алексея Будищева. Но душой этого новогоднего сборника новелл стал Антон Чехов. В инсценировку вошли несколько его рассказов — от курьёзных до трагических. А из обрывков фраз, рассыпанных по его короткому рассказу «Ёлка», получился своеобразный эпиграф спектакля:
«Новый год! Мы ждем его, возлагаем на него великие надежды… загадываем желания, как дети, радуемся подаркам. И судьба раздает нам подарки: кому-то карьеру, счастливые случаи, выигрыши…, а кому-то кукиши с маслом, щелчки по носу и прочее».
Оттуда же — и название постановки — «Подарки судьбы». В некоторых рассказах, вошедших в инсценировку, это словосочетание практически дословно повторяется. Так, в рассказе Павла Засодимского «В метель и вьюгу» о встрече двух одиночеств — рабочего Ивана и беспризорницы Маши — есть такая фраза: «Сама судьба дарила ему гостью». Взаимоотношения человека с этой то грозной, то милостивой силой становятся лейтмотивом всего спектакля.
Режиссёром-постановщиком спектакля-сборника зимних историй выступила Нина Туманова. Разные по стилю, духу и настроению истории соединил обрамляющий сюжет про своеобразные рождественские фанты, в которые играют гости одной почтенной дамы Анны Фёдоровны. Подобно персонажам «Декамерона» Джованни Боккаччо, гости рассказывают занимательные истории. Но в отличие от юношей и девушек, скрывающихся от чумы, у них более приятный повод — они коротают время до Рождества.
На сцене художник-постановщик Елена Николаева создала уютную гостиную, украшенную к празднику, — с нарядной ёлкой и фортепиано. Полупрозрачный занавес-вуаль окутывает её, как сизая дымка. Оттуда гости переносятся в купе поезда, на завьюженную улицу, в дом сельского дьякона или на берег моря, покрытого снегом.
Играя гостей праздничного вечера Анны Фёдоровны, актёры работают в живом плане. Но когда для каждого из них наступает черёд рассказывать свою историю, им на помощь приходят удивительные куклы — капризная дама с кучей багажа, двойник знаменитого баса Фёдора Шаляпина, серебряный маленький старичок; трогательная замерзающая девочка Маша — почти что девочка со спичками из сказки Андерсена — и маленькая рыжая собачка (что интересно, её зовут Каштанка, но она не из чеховского рассказа!); скромная нежная мать-дьяконица с четырьмя малютками в крохотных колыбельках, нескладный длинный начальник полустанка и даже порочная обольстительница в человеческий рост с пышными формами, появление которой на сцене производит фурор.
Каждый раз между героем-рассказчиком из гостиной Анны Фёдоровны и между куклами-персонажами святочных историй устанавливаются удивительно тонкие отношения. Вот молодой рабочий Иван Пичугин (Анатолий Шкляев), потерявший младшего братишку, баюкает на руках хрупкую куколку Машу. Или горничная Дуняша (Наталья Назаренко), одна из рассказчиц этой истории, вешает на ёлку крохотного младенца-ангелочка, заставляя вспомнить о рождественском рассказе, который не вошёл в инсценировку, — «Мальчике у Христа на ёлке» Фёдора Достоевского.
В то же время присутствие на сцене куклы помогает создать ощущение дистанции между рассказчиком и героями истории. Без куклы обходится только чопорная героиня Ирины Ворониной, благодаря которой на сцене оживает страшный рассказ Чехова «В рождественскую ночь» — о молодой женщине, вышедшей замуж не по любви, которой суждено полюбить своего мужа лишь за миг до его смерти. И почему-то верится, что строгая дама, которая оказалась в гостях у Анны Фёдоровны, — это та самая женщина, которая овдовела когда-то в ночь под Рождество.
Вот так в то время, когда все мы загадываем желания, Архангельский театр кукол играет спектакль о том, что делать это необходимо с осторожностью: неизвестно, какие подарки может преподнести судьба.