Развитие интернета оказало человечеству большую услугу. Ещё никогда информация не была так доступна, и никогда за всю историю её не было так много в прямой досягаемости. Практически все знания, накопленные цивилизацией, сейчас находятся на кончиках пальцев любого человека, подключённого к сети.
Новые возможности — новые проблемы
Такие возможности стали и источником новых проблем. Благодаря доступности впечатляющих объёмов данных, стало легко брать в работу чужие тексты. Особенно этим грешат студенты: практика скачать курсовую или диплом из интернета, а не писать самостоятельно стала широко распространённой. По данным ВШЭ, в 2009 год 52 процента студентов четвёртых курсов сдавали преподавателям чужие работы. Первокурсники были лишь чуть сознание — из их числа подобным промышляли 47 процентов. Многие работы отличались лишь титульными листами. А ошибки могли кочевать от курсовой к курсовой.
Борьба с плагиатом и нездоровыми заимствованиями
В борьбе с этой тенденцией университеты обратились к программным решениям, например — системе Антиплагиат ВУЗ. Она позволяла пробить тексты на уникальность, показать количество заимствований в них. Данная программа представляет собой своеобразный поисковик. Его особенность в том, что система разбивает текст на 3-4 слова и ищет их аналогичный отрывок в интернете. Найдя совпадение, она анализирует окружающий текст.
Как только программный продукт был внедрён, появились и способы его обхода. Многие из них уже неэффективны. Уже не помогут следующие решения:
- ввод в работу невидимого текста;
- перефразирование текста;
- использование только англоязычных источников.
Но использование антиплагиата порождает новую проблему: система может обнаружить низкую уникальность даже у собственноручно написанной работы. Дело в том, что тексты могут содержать фрагменты законов и нормативных актов, которые будут определяться как заимствования. Такая ситуация может возникнуть только при учёте одного критерия.
Научная работа в принципе не может быть без заимствований. Если это так — то эти либо интеллектуальный бред, либо показатель плохой исследовательской работы.
Выход из ситуации — дифференцированный подход к оценке работы. Преподаватели не должны полагаться только на голые цифры, а изучать ещё и правомерность заимствований.
Антиплагиат — система лояльная к авторам научных статей и «разумная». Но обмануть её сложно и с каждым годом всё сложнее.