Общество
В архангельской Добролюбовке прошла ночь театра
1/21

В архангельской Добролюбовке прошла ночь театра

04.11.2019 17:53Мария АТРОЩЕНКО
Традиционная акция «Ночь искусств», которую областная библиотека Добролюбова провела в шестой раз, действительно, была посвящена театру.

Её назвали «ЧтиТеатр» — в честь видео-альманаха Добролюбовки. И поэтому в течение всей «ночи» все выпуски цикла можно было посмотреть в электронном читальном зале библиотеки.

Который год подряд 3 ноября Добролюбовка не просто выстраивает программу вокруг уже существующих экспозиций и проектов, а радует гостей эксклюзивным контентом — открывает выставки (за одну только ночь открылось три новых!), приглашает интересных гостей.

Театральную «Ночь искусств» срежессировали, как спектакль, в пяти действиях без антракта. В первом действии в галерее второго этажа библиотеки открыли выставку художника, фотографа и дизайнера Николая Дмитрука «Декоратор». 

— По нашим подсчётам, это уже десятая выставка этого замечательного человека в Добролюбовке, — сказала на открытии главный библиотекарь отдела литературы по искусству Марина Антипина. — С нами он дружит с 1980-х годов. Он привносит в нашу жизнь радость. Приходя в библиотеку, он всегда приносит с собой кулёк яблок. 

Николай Дмитрук.Николай Дмитрук.

На выставке представлены разные грани творчества художника — его фотографии, эксперименты в области «фотографики» и объекты из картона, похожие на причудливые головные уборы. Как художник-постановщик новодвинского городского культурного центра, Николай Дмитрук постоянно работает с декорациями, организует театральное пространство. Кстати, фотографии клоунов были сделаны вовремя фестиваля уличных театров — вот ещё одна связующая ниточка с темой «ночи».

— В Добролюбовке всегда то день искусств, то ночь искусств, — сказал Николай Дмитрук. — Здесь всегда праздник. Сюда всегда приятно возвращаться. Все работы, здесь представленные, так или иначе о театре. У нас вообще вся жизнь — театр. Телевизор — театр, магазин — театр, в зависимости от того, как посмотреть.

Николай Дмитрук закончил косторезное училище в селе Ломоносово. Оно, по словам художника, научило его терпению, работе с материалом и объёмом. Поучиться работе с материалом потом смогли и все желающие — на мастер-классе по моделированию из бумаги и картона. 

Николай Дмитрук.Николай Дмитрук.

Всё гениальное просто: полоски плотной белой бумаги превращались в заснеженные цветы и листья. Причём без капли клея: у бумаги, как показал Николай Дмитрук, есть память, она ничем не хуже пластилина.

После участников мастер-класса можно было узнать по белоснежным букетам в руках. Николай Дмитрук оставался за столом до последнего ученика — практически всю «ночь».

Следом за первой выставкой в арт-галерее второго этажа открылась вторая — «Цвет декорума». На ней искусствовед Андрей Зубрий, тоже давний друг библиотеки, представил уникальные экспонаты из своей коллекции, которые по большей части никогда не выставлялись, — эскизы декоративных панно, занавесей и проектов росписей стен художников Евгения и Маи Кравченко.

Театр, по словам Андрея Зубрия, начинается с занавеса. В МТХ имени Чехова на нём — легендарная чайка, а в занавесе в Большом театре — полтонны веса, из которой 25 килограммов — золотая нить.

Эту экспозицию Андрей Зубрий посвятил памяти своего друга Евгения Кравченко, который мечтал показать широкой публике свои эскизы. Вместе с женой, художницей по текстилю, он украшал интерьеры общественных зданий Узбекистана, оформлял концертные залы филармонии в Калининграде — там по мотивам его занавеса даже создали витражи, — школы искусств и клубы. 

Андрей Зубрий.Андрей Зубрий.

— В декоративном творчестве Евгения Николевича замечательно было то, что к любому занавесу он подходил, точно определяя, где он будет висеть, — рассказал Андрей Зубрий. — В каком городе, во-первых. Это будет Россия, Украина или Средняя Азия — Узбекистан, Таджикистан или Каракалпакия? И занавеси у него говорили.

К сожалению, подчас эскизы — это всё, что осталось от его работ. Например, погиб занавес филармонии в Душанбе, созданный художником, — его буквально растащили по кусочкам. Остался лишь фрагмент эскиза в материале, выполненный его супругой Маей — с ярким солнцем на изумрудном фоне.

Елена Николаева и Золушка в бальном наряде.Елена Николаева и Золушка в бальном наряде.

Разговор о роли художника в театре продолжила встреча с из цикла «Гость с Двины. Квартирник в Добролюбовке». Её героиней стала главный художник Архангельского театра кукол, заслуженный художник России, дважды номинант «Золотой маски» Елена Николаева.

В библиотеку она пришла не одна, а с куклами, которые редко покидают театр и выходят в свет, — Хамлетом (ещё до превращения в Панча) и королевой-матерью Хертрудой из одноимённого трагифарса, с Акакием Акакиевичем из «Петербургских сновидений», Крошкой Енотом, Аркадиной и Тригориным из «Чайки», принцем Тартальей из «Любви к трём апельсинам», солдатом из «Вертепа» и другим сказочным народом.

— Всё-таки самый главный человек в театре — это режиссёр, — отметила Елена Николаева. — У художника вторая роль. Его задача — создать сценическое пространство, в котором сможет произойти то, о чём мечтает режиссёр. — Например, в «Чайке» режиссёр придумал так, что герои как бы разыгрывают свою жизнь в куклах. Жанр был определён как «игра в куклы по пьесе классика». И потребовалось, чтобы куклы были похожи на актёров.

Марина Антипина помогает Елене Николаевой демонстрировать кукол. У неё в руках — беллетрист Тригорин.Марина Антипина помогает Елене Николаевой демонстрировать кукол. У неё в руках — беллетрист Тригорин.

В следующем действии театральной ночи в отделе литературы по искусству открыли книжно-иллюстративную выставку «Тот самый Гамлет». Уникальные издания из фонда библиотеки рассказывают о самых известных постановках трагедии Шекспира — и даже тех, что так и не были осуществлены. А директор архангельского театра драмы Сергей Самодов рассказал читателям библиотеки о закулисье местного «Гамлета».

Театральная «ночь» не обошлась и без читки. Впервые в Архангельске прочитали пьесу «Смешанные чувства», которую челябинский драматург Елена Селютина представила на фестивале «Любимовка» в 2013 году. 

В ней она собрала непридуманные истории шести девушек и юноши — о первом сексуальном опыте, детском обожании, первом столкновении со смертью. Голоса героев настолько живые, что пьеса кажется вербатимом, записанным «без купюр», со всеми словами-паразитами и оговорками устной речи. Безыскусность и правдоподобие этих историй организаторы читки решили подчеркнуть, пригласив на роли не профессиональных актёров.

Читка стала прелюдией к открытию коллажной экспозиции «Как в жизни» северодвинской художницы Натальи Науменко. Кстати, Наташа стала одним из чтецов. 

Её работы — чуточку феминистские (и даже бодипозитивные) — в том смысле, что героини коллажей Наташи сами решают, какими им быть — легкомысленными или меланхоличными, стервозными или милосердными, носить кеды или каблуки, показывать тело или скрывать, ждать принца или наслаждаться «независимой лёгкостью бытия» с кошками… Главное, что её героини себе позволяют — наслаждаться жизнью, уметь смеяться над собой, танцевать и петь в ванной!

Зинаида Гагарская.Зинаида Гагарская.

«Ночь» завершил последний киносенс. Для него Немецкий культурный центр имени Гёте в Москве предоставил Добролюбовке документальную ленту о творчестве знаменитой немецкой танцовщицы и создательницы жанра хореографической оперы Саши Вальц. Картину зрителям представила выпускница Академии русского балета имени Вагановой Зинаида Гагарская. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.