В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Из Канн, Локарно и Берлина, а не с торрентов: в Архангельской области покажут сенсации международных кинофестивалей

Из Канн, Локарно и Берлина, а не с торрентов: в Архангельской области покажут сенсации международных кинофестивалей

25.10.2019 17:58Мария АТРОЩЕНКО
Программные директора Третьего кинофестиваля стран Арктики отобрали в конкурсную программу 60 игровых и документальных фильмов.

А ведь сначала было 2988 киноработ. Столько заявок из 120 стран мира принял оргкомитет. В лонг-лист вошло 350 картин. 60 из них, попавших в шорт-лист, объявили 25 октября, за 40 дней до фестиваля.

—У нас фильмов на три фестиваля хватит, — сказала на пресс-конференции по случаю раскрытия конкурсной программы директор кинофестиваля Тамара Статикова. — Теперь самое важное — привести зрителя в кинозалы. Это единственный международный кинофестиваль в Архангельской области, он вошёл в реестр международных кинофестивалей министерства культуры России.

По словам программного директора кинофестиваля Анжелики Долининой, тенденцией этого года как в полном, так и в коротком метре, и в документалистике, стал «уход в личные истории и решение тех проблем, которые человек берёт на себя, не надеясь на общество или государство».

Это касается и категории документальных фильмов: в этом году, по словам Анжелики Долининой, в ней меньше экспедиционных фильмов и картин о проблемах Арктики, зато больше частных историй о жителях труднодоступных метеостанций, посёлков и территорий.

Программа документалистики разделена на три подраздела. В первом — «Арктика… до востребования» — восемь фильмов. По словам Анжелики Долининой, это «открытое письмо самому себе, обществу, миру» о том, почему человек остаётся на Севере. Среди них, например, — «Под тонким льдом» — реальная история о двух дайверах, которые плавали в открытом Северном Ледовитом океане с моржами и белыми медведями.

— Там очень много любопытных фильмов, — пояснила программный директор. — Один из них — «67 49 32 Север» — о французе, который переехал жить на метеостанцию в Швеции, обзавёлся семьёй и открыл в себе талант фотографа.

Анжелика Долинина.Анжелика Долинина.

Фильмы второго документального подраздела «Закулисье художника» (всего их девять) расскажут о творчестве режиссёров Сергея Параджанова, Андрея Тарковского, Александра Антипенко, бессменном лидере группы «ДДТ» Юрии Шевчуке, советском абстракционисте Михаиле Кулакове, шведской писательнице Саре Линдман и неизвестном широкой аудитории художнике, который создаёт музыкальные инструменты изо льда. Кстати, здесь же — фильм #Впоискахабрамова, который режиссёр Теймураз Эсадзе прислал на фестиваль буквально с колёс.

Третья тема документальной категории — «Мой образ мира». Там тоже много фильмов о кочевниках, отшельниках и людях, сознательно ушедших от цивиллизации. В этой восьмёрке, например, даткая лента «Ламалера» о деревне китобоев в Восточной Индонезии.

В конкурсную программу попали 13 короткометражных фильмов, большинство которых сняты в Канаде или России. Среди них — поэтическое кино о мире рыб и триллер на форелевой ферме, история о «лунно-орбитальном свидании» и рассовом конфликте. Архангелогородец Николай Флотский попал в программу короткого метра со своей лентой «Теорема», в которой сыграли актёры Молодёжного театра — Евгений Шкаев и Евгения Плетнёва.

— Это фильмы, которые имеют призы и «Кинотавра», и «Оскара», и Венецианского кинофестиваля, — добавила Анжелика Долинина. — Битва за призы будет очень жёсткой.

В программу полнометражного игрового кино попали восемь картин:

  • «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой — о жизни после измены у всех на виду в провинции;
  • «Конец сезона» — это лента Константина Худякова, в которой Юлия Пересильд, Анна Чиповская и Юлия Снегирь играют практически чеховских трёх сестёр, рвущихся в Москву из Прибалтики;
  • «Айка» Сергея Дворцевого — об эмигрантке из Казахстана, которая оставляет своего ребёнка в роддоме;
  • «Гив ми либерти» — лихорадочная комедия Кирилла Михановского о трёх поколениях русской эмиграции, о мелких аферистах и обаятельных маргиналах, которые оказываются в одном микроавтобусе по дороге на шумные поминки; 
  • «Антология городов-призраков» — фэнтези режиссёра из Монреаля Дени Коте о загадочных событиях, которые стали происходить в богом забытом канадском городке после смерти подростка;
  • «Белый, белый день» — драма Хлинюра Палмасона о начальнике полиции, который подозревает, что у его умершей жены был роман на стороне;
  • «Нет бога кроме меня» — драма Дмитрия Давидова о мужчине, который бросил жену и ребёнка, чтобы заботиться о матери, страдающей болезнью Альцгеймера.
  • «В кейптаунском порту» Александра Велединского — о трёх мужчинах и перестрелке, после которой каждый из них верит, что убил оставшихся двоих.

По словам куратора международной программы фестиваля Алексея Медведева, участие канадца Дени Коте станет одним из самых значимых событий кинофестиваля.

— Его «Антология городов-призраков» уже успела принять участие в конкурсе Берлинского кинофестиваля, — пояснил кинокритик. — Дени Коте невероятно близок Северу.В его фильмах — и знаснеженные поля, и некое ощущение замороженности, и горящие сердца, и невероятный юмор, и какие-то фантастические видения. 

Алексей Медведев.Алексей Медведев.

Кроме того, режиссёр предоставил оргкомитету Arctic Open право показа его нового документального фильма Wilcox, который в этом году участвовал в конкурсе кинофестиваля в Локарно.

Хлинюр Палмасон знаком архангельским зрителям по фильму «Зимние братья», который взял приз за лучшую режиссуру второго кинофестиваля стран Арктики.

— Его «Белый, белый день» стал первым фильмом, который я в этом году посмотрел в Каннах, — рассказал Алексей Медведев. — И сразу понял, что его нужно пригласить на Arctic Open.

Благодаря членам жюри фестиваля, вне конкурса северяне также увидят фильмы-сенсации. Это и «Керосин» Юсупа Разыкова, который в этом году возглавил жюри игровых полнометражных фильмов; и «Книга Моря» председателя жюри документальных фильмов Алексея Вахрушева — тоже о деревне китобоев! — и «ЛЮБОВЬ: Love in Russian», которую член жюри из Швеции Стеффан Юллен создал вместе с писательницей Светланой Алексиевич.

Кроме того, вне конкурса на Arctic Open покажут ещё один фильм-сенсацию — македонскую ленту «Бог есть, её имя Петруния» Теоны Стругар Митевской, которую признали главным феминистским манифестом Берлинале. Его героиня бросает вызов патриархальным устоям общества и церкви — решается на то, что традиция позволяла только мужчине.

В этом году на фестивале впервые выделили отдельную категорию — «Arctic Open — детям», — причём туда попали и игровые полнометражные, и документальные, и короткометражные фильмы. Это и российская «Битва» о танцоре, который теряет слух, и «Нуре» о пакистанской девочке, которая решает не спать, чтобы вокруг не взрывались бомбы; и «Просто я и ты» о девочке, которую папа-дальнобойщик берёт с собой в путешествие, и «Второй класс» об учительнице, которая становится жертвой нападения скинхеда, и «Боги Маленбека» о двух маленьких мальчиках и их отношениях с верой.

С 4 по 8 декабря в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Коноше и Североонежске кино будут показывать на 20 площадках. Главной станет зал кинотеатра «Мираж» в ТРК «Титан Арена» — он будет работать все пять дней с 10:00 до 22:00. На все сеансы можно будет попасть бесплатно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.