Свою сцену театру Кольцова на уик-энд уступил архангельский драматический: «ломоносовцы» уехали покорять воронежскую публику. Сценами и зрителями Архангельск и Воронеж обменялись в рамках федеральной программы «Большие гастроли».
Как на пресс-конференции в Архангельске рассказал художественный руководитель и одновременно директор Кольцовского, режиссёр и лауреат «Золотой маски» Владимир Петров, этой осенью театр открыл 233-й сезон.
— Мы привезли вам шесть названий — итальянскую, французскую, английскую, японскую и русскую пьесу, — отметил Владимир Петров. — Такой интернациональный получился пирог.
Гастроли открыла фантазия режиссёра Никиты Рака на фильм «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. Его Витторио де Сика снял по мотивам пьесы Эдуардо де Филиппо «Итальянский брак». Это, разумеется, Италия.
— У этого спектакля очень хорошая зрительская судьба, это один из наших хитов ломовых, — пояснил Никита Рак. — Мы впервые его увезли так далеко. Воронеж — не такой южный город, как Неаполь, но спектакль наполнен нашей солнечной энергией. И здесь, на Севере, нам очень хочется ею поделиться.
Франция — это комедийная мелодрама «Американские горки» по пьесе Эрика Ассу. Япония — это парадоксальная «Академия смеха» Коки Митани о противостоянии власти и художника — поединке между автором и цензором. Англоязычная, вернее, американская драматургия на гастролях была представлена мелодрамой «Моя дорогая М.» по пьесе Израэля Горовица.
Отечественных названия в гастрольной афише было два — «Метель» по инсценировке драматурга Василия Сигарева к одноимённой пушкинской повести и «Человек с детским акцентом» — «страшилки для детей младшего, среднего и пожилого возраста» по Григорию Остеру.
Как рассказал Никита Рак, его «Метель» идёт уже практически пять лет. За годы своей сценической жизни она успела побывать на международном фестивале современной драматургии «Коляда-plays» в Екатеринбурге.
— Это этапный спектакль в моей жизни, — признался Никита Рак. — Многие говорят, что я до сих пор ничего лучше не поставил, но это не правда.
По словам режиссёра, в Архангельске представили эксклюзивную версию «Метели»: потому что камерная сцена «архдрамы» намного меньше, чем Кольцовская малая.
— «Метель» мы каждый раз на всех новых площадках сочиняем заново, — добавил Никита Рак. — Мы её трижды переделывали. Когда Аля [актриса воронежского театра, исполнительница одной из ролей в постановке Алевтина Чернявская] сломала ногу, она весь спектакль просидела на подоконнике.
Три девицы под окном пряли судьбы вечерком
«Регион 29» посмотрел, как воронежцы пересочинили свою «Метель» на камерной сцене архангельского драматического.
Как и дома, на сцене установили бархатные пуфы с белыми подушками — для самых смелых зрителей, готовых оказаться в эпицентре метели. Но в Архангельске таковых не оказалось.
Главное режиссёрское изобретение Никиты Рака — внедрение в спектакль трёх девушек (их загадочно, лихо и временами пародийно играют Алевтина Чернявская, Ирина Сорокина и Екатерина Марсальская). Их можно было бы принять за трёх пушкинских сказочных девиц, да больно их образы эксцентричны и парадоксальны. Лубочные снегурочкины костюмы оттеняет инфернальный грим — очерченные чёрным брови и впавшие скулы.
Доверяя им самые важные ремарки драматурга и особенно — слова о судьбе, «самой загадочной даме на свете», которые закольцовывают композицию пьесы, — режиссёр превращает их в мойр — древнегреческих сестёр, прядущих нити судеб.
В разные моменты спектакля они кажутся то служительницами злого рока, разлучающего Машу с её поручиком, то помощницами счастливого случая, соединяющего любящие сердца. Периодически сёстры заносят руки над головами персонажей — будто кукловоды, управляющие марионетками, — а ещё то и дело подсказывают им реплики, как суфлёры.
Точно так же в пьесе меняется восприятие судьбы, которая воплощена в образе метели, одновременно разлучающей возлюбленных и приводящей их друг к другу. Вначале она жестокая, осыпающая людей капризами с каким-то неясным умыслом, а в финале — «самая удивительная и прекрасная».
Мелодраматизма истории добавляют живая гитара и живое пение. Песня, которую поёт исполнительница главной роли Маши Мария Щербакова, привносит в спектакль ощущение любовного томления и чего-то неизъяснимого — и то, что она на украинском, только усиливает это впечатление.
Мария Щербакова, которая играет Марию Гавриловну, — уроженка Архангельска. Более десяти лет назад она училась актёрскому мастерству в театральной студии «Образ» у любимца архангельской публики — заслуженного артиста России Сергея Чуркина. К труппе Кольцовского театра она присоединилась в 2013 году, и сегодня играет там более чем в 15 спектаклях.
В «Метели» актриса органично воплощает две ипостаси своей героини — бледной девицы 17-ти лет, как подросток, бунтующей против родителей, тревожно вглядывающейся в пургу и в небо, которое она гневит, и «повзрослевшей и погрубевшей» молодой женщины, уверенной, что она проклята. Вместе с Александром Рубаном, который играет гусарского полковника Бурмина, она заставляет публику затаив дыхание ждать воссоединения возлюбленных.
«Метель» завершилась овациями, а 13 октября подошли к концу и обменные гастроли. Труппы Архангельска и Воронежа возвращаются домой.