Ставка по Арктической ипотеке сохраняется неизменной — 2% годовых
1/10
Общество
В Архангельск привезли подлинники Ивана Шишкина, застрахованные на миллиард

В Архангельск привезли подлинники Ивана Шишкина, застрахованные на миллиард

30.09.2019 12:48Мария АТРОЩЕНКО
Такое даже в Третьяковке нечасто увидишь. Архангельское музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» открыло сезон беспрецедентно — грандиозным выставочным проектом «Иван Шишкин».

Монографической выставки «верстового столба русского пейзажа» в Архангельске никогда прежде не проводилось. Зато теперь проект объединил 60 подлинных шедевров — живописных картин, рисунков, офортов и литографий — из трёх коллекций: 32 — из музея изобразительных искусств Республики Татарстан, 11 — из Вологодской областной картинной галереи, и 17 — из архангельского объединения. 

Из Казани пришла в основном живопись, из Вологды — графика, а из Архангельска — и то, и то: офорты и две великолепных живописных пейзажа — «Закат в лесу (Сумерки)» и «Лес и горы», — которые обычно висят в усадебном доме Екатерины Плотниковой.

При этом, такой масштабный проект состоялся неожиданно для всех его участников. Как рассказала журналистам заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова, такой крупной выставки не планировалось: музей только недавно отошёл от большого проекта «Портрет семьи»

Обычно картина «Закат в лесу (Сумерки)» висит в усадебном доме Екатерины Плотниковой.Обычно картина «Закат в лесу (Сумерки)» висит в усадебном доме Екатерины Плотниковой.

Но музейному объединению выпал шанс поучаствовать в конкурсе министерства культуры РФ в рамках проекта «Проведение выставочных проектов в федеральных и региональных музеях в субъектах Российской Федерации по популяризации культурного наследия». Среди года от музея потребовалось организовать выставочный проект-сенсацию. И долго думать о том, кому его посвятить, не пришлось.

— Мы вспомнили, что ещё года два назад вели переговоры о выставке Ивана Шишкина с Казанью, — рассказала предысторию Зоя Кулешова. — Нам тогда сказали, что она только что прошла по городам и должна отдохнуть: когда выставки много ходят, у хранителей замирает душа. И вот тогда мы вновь вышли с ними на связь, и коллеги откликнулись. Это большое счастье: нечасто архангелогородцы могут видеть подлинные произведения. Сейчас идут многочисленные споры о постерах, которые заполонили всю Россию. Но смотреть на подлинники — это ни с чем не сравнимое удовольствие.

Зоя Кулешова.Зоя Кулешова.

Архангельские музейщики так мечтали об экспозиции Шишкина, потому что для них это ещё одна возможность протянуть ниточку к творчеству нашего знаменитого земляка, живописца льдов Александра Борисова.

— Борисов был учеником Шишкина, — пояснила Зоя Кулешова. — У Шишкина был принцип: он своих учеников ставил в такое положение, чтобы они развивали сопернические качества. Он считал, что Борисов самолюбив, и поэтому никогда его не хвалил. Зато когда Шишкин уже уходил из мастерской, среди пяти учеников, которых он рекомендовал особо выделить, был Александр Алексеевич. Были два великих педагога — Шишкин и Куинджи, и наш земляк поучился у обоих.

Организация выставочного проекта такого масштаба — целая спецоперация. Чего только стоят страховка и транспортировка. Как сообщила Зоя Кулешова, работы застрахованы на один миллиард 200 миллионов рублей

— Нам остаётся только поклониться нашим коллегам из Татарстана. Они позволили нам застраховать только период транспортировки, — добавила Зоя Кулешова. — На сегодня полную ответственность за сохранность и безопасность произведений полностью лежит на музее.

Из Казани подлинные произведения Шишкина ехали в специальной машине с системой климат-контроля. По пути они заехали в Вологду — забрать графические работы из местной галереи, коллекция которой насчитывает порядка 200 произведений.

— Графика Шишкина — это редчайшее явление, и её крайне редко показывают, — подчеркнула Зоя Кулешова. — Мы все знаем, какой это хрупкий материал: хранители всегда с дрожью в сердце выдают графику на экспозиции. И даже в Третьяковской галерее увидеть графику Шишкина практически невозможно. 

По словам заведующей отделом русского классического искусства музейного объединения Дарьи Эрдман, в искусствоведческих кругах Шишкин больше ценится именно как график. Да и сам себя он больше ценил как гравёра.

— Мы офорт недооцениваем, — отметила Дарья Эрдман. — А он, на самом деле, может быть очень светоносным за счёт моделировок света и тени. И он не уступает живописи. Поэтому Рембрандт его так любил и ввёл в культ. За каждым офортом стоит огромная кропотливая работа. Шишкин свои офортные доски переделывал по несколько раз, у него была своя техника вытравливания в царской водке. Он, действительно, сделал офорт шедевром.

Дарья Эрдман.Дарья Эрдман.

Венец графического раздела выставки — большой рисунок соусом на холсте «Охотничий домик императора Александра III в Спале». Обычно, когда говорим о графике, представляем нечто камерное, но это поистине грандиозная вещь — 97 на 142 сантиметра!

«Охотничий домик императора Александра III в Спале».«Охотничий домик императора Александра III в Спале».

Шишкинское собрание Казанского музея — третье по значимости в стране после Третьяковской галереи и Русского музея. Оно насчитывает около 400 произведений. И собиралась на протяжении более чем ста лет.

— Иван Иванович — наш земляк, — рассказала заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности музея Дина Хисамова. — Он родился в городе Елабуга. В середине XIX века, Елабуга относилась к Вятской губернии, но по своему географическому расположению была близка к Казани. И для Шишкина Казань была притягательным городом. Там у него были очень прочные связи с местными художниками и коллекционерами. Основу для нашего будущего собрания заложил известный коллекционер Андрей Лихачёв, который приобрёл картину «Швейцарский пейзаж» 1866 года, которую Иван Иванович написал как вариант к знаменитому «Виду в окрестностях Дюссельдорфа».

Дина Хисамова.Дина Хисамова.

Кстати, «Швейцарский пейзаж» можно увидеть на выставке. Как и знаменитую «Полянку», написанную художником в последнее лето его жизни. С ней связана невероятная, но правдивая история, подтверждённая документами из национального архива Республики Татарстан.

«Полянка».

— Ещё одним источником формирования нашей коллекции стала Казанская художественная школа, открытая в 1895 году, — рассказала Дина Хисамова. — Её первый директор Николай Белькович был лично знаком с Шишкиным. В 1897 год преподавательский состав задумал организовать выставку, и Иван Иванович с удовольствием прислал на неё несколько работ, среди которых были «Полянка» и «На даче». Потом Белькович писал, какой фурор произвели работы Шишкина: «Дети кричали „Ура!“ и ног под собой не чуяли от восторга». И вот в самом начале 1898 года, когда нужно было уже расформировывать выставку, казанские власти обратились к Шишкину с просьбой оставить эти картины художественной школе. И Иван Иванович дал своё согласие. И в тот день, когда он отправил телеграмму, он скоропостижно скончался прямо у мольберта. 

В экспозиции также представлены три портрета Ивана Шишкина: два из них созданы самим художником, а третий — это офорт, который гравёр Василий Матэ выполнил с оригинала кисти Ивана Крамского — того самого, который называл Шишкина «верстовым столбом».

Выставочный проект «Иван Шишкин» будет работать до 15 декабря.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.