В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Современные драматурги пережили в Норинской опыт одиночества. 6 сентября мы услышим, что они там написали

Современные драматурги пережили в Норинской опыт одиночества. 6 сентября мы услышим, что они там написали

26.08.2019 17:44Мария АТРОЩЕНКО
Этим летом в деревне Норинской Коношского района, там, где отбывал ссылку Иосиф Бродский, прошла драматургическая резиденция «Любимовка. Пауза».

Идея резиденции родилась у актёра, куратора антрепризы «Петербургская театральная тусовка» Павла Михайлова. По стихам поэта он играет моноспектакль «Бродский. Retweet». Бывал в Архангельске — со спектаклем «Театро ди Капуа» «Жизнь за царя». В Норинскую артист впервые приехал год назад — тогда-то и захотел поделиться с кем-то ощущением тишины деревенской жизни.

На грант Союза театральных деятелей и при поддержке фестиваля молодой драматургии «Любимовка» он организовал на месте ссылки поэта в Архангельской области резиденцию. Из 80 заявок отобрал четыре — от драматургов Любы Стрижак, Милы Фахурдиновой, Михаила Дегтярёва и Константина Стешика. 

Авторы получили по десять дней своеобразного ретрита — без Интернета, вдали от мегаполиса, — на творчество. В итоге они написали пьесы и более крупные формы.

Павел Михайлов, Люба Стрижак, Мила Фахурдинова. Фото facebook.com/festival.lubimovka.Павел Михайлов, Люба Стрижак, Мила Фахурдинова. Фото facebook.com/festival.lubimovka.

«Регион 29» поговорил с участницами первой волны резиденции — Любой Стрижак и Милой Фахурдиновой. 

Мила Фахурдинова — кинорежиссёр и выпускница Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Свой дебютный театральный текст — пьесу «Голая» — она написала в 2018 году и представила её на «Любимовке».

Свои впечатления о резиденции Мила Фахурдинова подробно изложила у себя на Фейсбуке. Призналась, что, подавая заявку, «даже не вчиталась, что это проживание в деревне Норинская — куда Бродский сослан был, и прожил 1,5 года, и многие мои любимые вещи именно там написал». Её, как «таблетка алказельтцера субботним утром», манили уединение и оторванность от связи северной деревни. Когда прошла — порадовалась, но без священного трепета.

Мила Фахурдинова. Фото facebook.com/festival.lubimovka.Мила Фахурдинова. Фото facebook.com/festival.lubimovka.

— Всё открылось только на месте! — написала Мила Фахурдинова. — Надо заметить, что в русских деревнях я вообще не бывала, о быте сельском только из кино да из книг. И вот мы приехали, и сразу вся эта природа и аутентичность на меня столпом праведным обрушились! Боги, как же там красиво — поля, леса, реки-озера. Птиц видимо-невидимо, животные — от медведей и лосей до лис с волками. Грибы-ягоды (первый раз чернику ела-собирала), травы целебные, чай — из того, что у дверей сорвёшь.

По просьбе «Региона 29», Фахурдинова рассказала, что стало творческим итогом её пребывания в резиденции.

— В Норинской я писала книгу — это никакого отношения к театру не имеет, — пояснила она. — Я пишу одну пьесу в год, и в этом году уже написала текст для театров. Соответственно, подавая заявку в резиденцию, я честно сказала, что буду работать над книгой. Вот, первые 55 страниц (это около 110 книжных страниц) я написала именно в Норинской. Но это только начало, закончена она будет не раньше, чем через год.

Люба Стрижак. Фото facebook.com/festival.lubimovka.Люба Стрижак. Фото facebook.com/festival.lubimovka.

Пьесы Любы Стрижак ставили в «Гоголь-центре» Кирилла Серебренникова, в театре «Практика», театре-фестивале «Балтийский дом». В Норинскую она поехала, потому что подумала: «Страшно хочу в деревню».

Драматург чувствовала, что это будет ценный опыт, и не обманулась.

— Я не знаю, как объяснить этот волшебный и необходимый, мне кажется, если не каждому, то писателю точно — опыт одиночества, — рассказала она «Региону 29». — Одиночество ценно тем, что ты как будто вспоминаешь себя, какой ты есть, без каждодневной рутины, обязательств и триггеров твоего внимания — общественной жизни, отношений… Боже, если подумать — Интернет — сплошной триггер. Образами, словами, людьми, возможностями, смыслами… Хочу как-то в свою жизнь привнести это состояние — жизнь без Интернета. Выключать его что ли — на четыре дня в неделю, например. Я абсолютно точно перезагрузилась, почувствовала себя цельной и наполненной.

Фото facebook.com/festival.lubimovka.Фото facebook.com/festival.lubimovka.

Любовь Стрижак благодарна за «возможность не знать, что происходит в мире 10 дней, и не волноваться».

— Мир без тебя не пропадёт. И ты без него, — рассказала драматург. — Оторваться от «срочных» дел. 10 дней не было ничего срочного. Самое ценное — это наше бытование с моей коллегой, Милой, с которой мы были в деревне. Мы тогда придумывали свой «график» на день — подъём и йога, завтрак и зайти в гости друг к другу на 10 минут, обсудить «планы»: до обеда писать, понятно. А после обеда — пойдём за черникой или за земляникой? Пойдём налево или направо? В тот лесок или по той дороге? Во сколько топить баню? Надо ли натаскать воды из колодца? Сегодня стирка? Когда будем сушить крапиву для того, чтобы сделать «отвар» для волос. Надо скрутить иван-чай, чтобы добавлять заварку… И всё опытным путем — «давай сегодня баню пораньше, а потом разведем костер? Ты как спала? Давай тогда баню более слабую сделаем и я пойду первой?» Каждый день мы что-то, очень маленькое, в нашей ежедневной рутине меняли. И изучали быт деревни. И конечно писали.

Фото facebook.com/festival.lubimovka.Фото facebook.com/festival.lubimovka.

В деревне, по словам Стрижак, ей захотелось писать прозу.

— И я поняла, как многому мне надо ещё учиться, — поделилась Люба. — Но на тот момент сомнения меня оставили — я жила в домике, ходила по тем местам, где жил Бродский, и понимала, сомневаться сейчас не нужно, мне уже всё дали, чтобы я писала и всё. Вроде как вот, что я имею в виду про место силы, — какое-то невероятное вдохновение. А природа, «земля русская», такая сильная, так много энергии тоже даёт. В общем, поняла, что мне нужно раз в полгода минимум так уезжать, чтобы напитаться энергией и вдохновиться.

В деревне автор работала сразу с несколькими текстами — пьесами, задумки которых родились ранее. При этом, по объёму они, по словам драматурга, тянут на прозу.

— Одна пьеса — если говорить про что — «про» рефлексию молодой женщины над стереотипами о любви: какая из многочисленных любовей, о которых она слышала, читала, смотрела фильмы и видела в жизни — её любовь? — отметила Люба Стрижак. — А другая пьеса — как будто противовес первой, где героиня ничего не понимает про себя. Во второй пьесе два героя, девушка и парень, всё знают про себя, просто живут и выясняют отношения, и любят.

Пьесы и избранные отрывки произведений драматургов 6 сентября прочтут в Архангельском молодёжном театре на финальной читке, параллельно с основными событиями «Любимовки» в Москве.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.