На Западе давно следуют этому правилу.
В России же идея ответственного отношения к мусору только зарождается.
Общероссийская общественная организация «Зелёный патруль» совместно с Союзом «Национальный экологический корпус» опубликовала национальный экологический рейтинг регионов России по итогам весны 2019 года.
Согласно исследованию, в ТОП-10 самых чистых регионов попали Тамбовская область, Алтайский край, Республика Алтай, Белгородская область, город Москва, Курская область, Магаданская и Мурманская область, Республика Коми и Ульяновская область.
Это наводит на мысль, что экология в регионе зависит не столько от присутствия вредных производств на территории, сколько от того самого правила -«чисто там, где убирают».
Мурманская область и Республика Коми вошли в этот список несмотря на то, что в Мурманске есть большой порт, а в Коми — один из крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов и угольные шахты Воркуты.
Удивительно, что соседствующая с ними Архангельская область — на 36-м месте рейтинга. Чем вызван такой огромный разрыв?
В регионе стремительно растёт количество несанкционированных свалок — по последним данным, их в области уже 312. В самом Архангельске активисты обнаружили 82 несанкционированных свалки, ликвидировать удалось только 32 из них.
А что же с легальными полигонами? Действующий мусорный полигон Архангельска был открыт в 1962 году. С тех пор он принял девять миллионов тонн мусора и по сей день продолжает принимать по 144 тысячи тонн отходов ежегодно, вырастая до двух метров в год. Сейчас высота свалки составляет 18 метров — это размер пятиэтажного дома. Полигон исчерпал свои возможности более, чем на 80 процентов.
Примерно в то же время были заложены полигоны Северодвинска и Новодвинска, которые вместе с Архангельском составляют главную городскую агломерацию региона. По мнению специалистов, городские свалки с каждым годом заполняются всё быстрее.
В Северодвинске свалка находится всего в паре километров от жилых кварталов. Едва ли не каждое лето она горит — пожарные говорят, что процесс тления идёт на глубине 7-12 метров, потушить его невозможно.
— Практически все места размещения отходов в нашем регионе не соответствуют нормам 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления, — признает архангельский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Некрасов.
Тем не менее, легальные свалки хотя бы контролируются. Но что делать с нелегальными? В сельских районах легальных свалок нет совсем. Некоторые деревни и посёлки утопают в мусоре.
Одна из причин печального положения — низкая сознательность местных жителей. Взять, к примеру «атомку». Это старая дорога, ведущая к затопленному карьеру, где в 80-х планировали строить АЭС. Здесь мусор сваливают прямо на дороге и обочинах как обычные жители, так и магазины, сервисы бытовой техники.
Обочина дороги к легальному полигону в Новодвинске регулярно пополняется мусорными кучами. Почему? Видимо водители сваливают здесь отходы из экономии горючего на дорогу до полигона, а также складируют здесь мусор, который полигон не примет.
Активисты нашли здесь картон — полигон не принимает его из-за пожароопасности, вся бумага должна идти в переработку. Но над этим никто не задумывается.
Отдельная проблема — отсутствие современной инфраструктуры по переработке мусора. Полигоны пора закрывать, но раздельный сбор не налажен, соответствующих мощностей по его переработке нет. Это проблема городов. Что касается сельской местности, то здесь даже сбор и вывоз мусора проблематичны.
И это не только беда касается всей страны.
— Это большая проблема, возникла она не вчера. Но говорить и заниматься ею мы начали, как ни странно года два назад. Выяснилось, что мы десятилетиями накапливали мусор, и никто этим специально не занимался, — признал президент России Владимир Путин на «Прямой линии». — В России ежегодно генерируется 70 миллионов отходов и никто не занимается их переработкой в промышленных масштабах.
Большая проблема — это недостаток финансирования. Программа «Очистим Север от мусора», которую власти Архангельской области запускают сейчас при поддержке правительства Москвы, обойдётся в 1,5 миллиарда рублей. О чём может идти речь, если в Северодвинске максимум, что смогли сделать для уменьшения горения свалки — купить экскаваторы и катки помощнее, чтобы лучше утрамбовывать отходы.
Как решают эти проблемы другие страны? К примеру, в Швеции мусор сжигают, в Германии — перерабатывают, в Великобритании — продают и вывозят за пределы острова. При этом раздельный сбор отходов по всей Европе — норма, штрафы за нарушение этой системы — высокие, а местные власти пытаются уменьшить количество вредного для природы пластика — запрещают пластиковые пакеты, ушные палочки и соломки для напитков.
До такого Архангельской области, конечно, далеко, но самые острые проблемы решать необходимо уже сейчас.