Регион
Милена Арсланова — о нацпроекте по поддержке предпринимательства

Милена Арсланова — о нацпроекте по поддержке предпринимательства

24.06.2019 12:07
В эфире программы «13 этаж» — директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства министерства экономического развития России Милена Арсланова.

— Скажите, почему такое большое внимание к малому и среднему предпринимательству?

— Государство не обделяло вниманием малый и средний бизнес, просто сейчас выделяется несколько приоритетов, и совершенно закономерно, что малый бизнес вошел в систему этих приоритетов. Малый бизнес всегда был и будет, и во всех странах является основой развития экономики, благодаря своей мобильности, восприимчивости к инновациям. Малый бизнес в России имеет очень хороший потенциал, вопросы в условиях, в которых он развивается. И нацпроект направлен, с одной стороны, на создание этих условий, условий ведения бизнеса, с другой стороны — формируется комплексная, многоканальная система поддержки, с тем, чтобы отдельным видам бизнеса помочь активироваться, дать старт росту и возможности расширяться и выходить на экспорт.

— Какие еще задачи поставлены в нацпроекте?

— Нацпроект как никогда очень комплексный. То есть, с одной стороны, мы нацеливаем ряд мероприятий на развитие национальных условий, то есть это то законодательство, в котором находится и в рамках которого функционирует бизнес, мы запускаем и активно развиваем механизм, при котором с участием бизнеса выявляются избыточные ограничения, какие-то недостатки законодательства, и с участием экспертов мы формируем предложения по их устранению и исполняем. Сейчас уже полным ходом работаем над вторым пакетом этих предложений, и вот это то окно возможностей для предпринимательства — заявить о тех проблемах, с которыми они ежедневно сталкиваются. Плюс в рамках также пакета институциональных изменений есть пилот по самозанятым, о котором много говорится в рамках пилотов в Москве и Московской области, Татарстане и в Калуге. Реализуется в пилотном формате налоговый режим, где достаточно успешно уже более 90 тысяч граждан и индивидуальных предпринимателей зарегистрировались. Мы сейчас внесли в Госдуму определение социального предпринимательства, оно уже прошло первое чтение, тоже очень интересное направление. За ним следует целый блок инфраструктуры поддержки и особых условий для их развития. Также следующим блоком в рамках нацпроекта — это многоканальная система финансовой поддержки, очень большой блок и по объему финансовых ресурсов, и по работе. В следующем году мы запускаем льготный лизинг по принципу компенсации части ставки по аналогии со льготным кредитованием. Далее доступ на фондовый рынок: это субсидирование непосредственно листинга корпоративных облигаций, части купонной ставки, и с развитием законодательства crowd investing мы также будем разрабатывать определенные инструменты. Другой блок — это программа акселерации, начиная с промпарков — это доступ к производственным площадям, это доступ к сбыту через закупки по 104 ФЗ — это госзакупки и закупки крупнейших заказчиков, где устанавливается доля, и она будет расти у малого и среднего бизнеса с 15 до 18 процентов, и информационные ресурсы, которые направлены на предоставление всех мер поддержки, в том числе и в электронном виде. Предприниматели, находясь у себя в регионе, автоматически попадают в такое информационное пространство, имеет доступ к самым лучшим решениям для его бизнеса.

— Как обычному предприниматели из глубинки во всем этом разобраться, кто должен ему помочь?

— Я прекрасно понимаю, я знаю очень мало людей, в том числе в государственных структурах, которые бы прочли национальные проекты полностью. Но мы в рамках нацпроекта вкладываем достаточно много усилий для того, чтобы наладить коммуникационные каналы. То есть, мы понимаем, что все те меры поддержки, которые мы создавали все эти годы — сегодня порядка 700 объектов инфраструктуры действует по всей стране и несколько тысяч мер поддержки — мы понимаем, что обо всем это предприниматель знать не может, и в каждом регионе для каждого предпринимателя должен быть подобран определенный перечень мер поддержки. Соответственно, нужен достаточно эффективный коммуникационный канал. Таким коммуникационным каналам станет и становится, в отдельных регионах уже стал центр «Мой бизнес». Действует он по аналогии со всем знакомым МФЦ, то есть в одном месте собраны все институты поддержки. Предприниматель приходит вот в это здание, в котором есть и представительства микрофинансовой организации, региональной гарантийной организации, центр поддержки, центр кластерного развития, там могут быть центры инноваций, социальной сферы и многие другие формы и институты поддержки. Таким образом, предприниматель приходит озвучивать свою проблему, и уже консультанты на месте сами за него подбирают ему решение, предлагают, какие меры поддержки или услуги могут помочь развить его бизнес. В середине следующего года появится цифровой аналог, это цифровое окно, где все эти меры поддержки будут собраны в одном месте и подгружаться автоматически по профилю предпринимателя.

— В нацпроекте прописаны довольно амбициозные задачи. Успеем? Если не успеем — то что? Есть ли ресурсы в регионах?

— Ресурсы в регионах есть, федерация уже помогла, заключены соответствующие соглашения. Регионы получают консолидированную субсидию, в рамках которой они распределяют федеральные средства, полученные ими, на определенные цели, будь то докапитализация микрофинансовой организации либо региональной гарантийной организации, будь то создание центров «Мой бизнес». Также запускается большая PR-кампания. Деньги есть, более того, сейчас образовалась небольшая экономия, мы перераспределяем бюджетной росписью дополнительные средства, и Архангельская область получит дополнительные 207 миллионов на докапитализацию микрофинансовой организации.

— По поводу субсидий — все регионы получают одинаково, или есть какая-то дифференциация?

— Безусловно, региональная специфика берется в расчет, и формулы по распределению субсидий них учитывают. Есть особый регион Крым, для них мы в прошлом году предусмотрели отдельный взнос на докапитализацию, потому что там с банковской системой с присоединением совсем беда. Соответственно, все субсидии, которым мы направляли регионам, учитывают ту или иную специфику региона. Кроме того, сам нацпроект, содержание его мероприятий мы также отрабатывали очень плотно с регионами, с бизнесом.

— Позволит ли нацпроект максимально вовлечь молодёжь в малый и средний бизнес?

— Молодежь сейчас очень интересуется предпринимательством, и все наши опросы показывают, что они хотят обучаться, они обучаемые. Но с ними надо работать и, безусловно, эта аудитория входит в одну из наших целевых аудиторий. Мы создали в рамках нацпроекта для себя матрицу целевых аудиторий, для каждой группы мы формируем пакеты образовательных программ и коммуникационных инструментов с целью достучаться наиболее эффективно до этой группы людей. Также существуют для отдельной группы отдельные меры поддержки, но обо всем этом, опять же, можно узнать либо зайдя на сайт соответствующих институтов поддержки, либо зайдя в центр «Мой бизнес». Молодые люди, надо отметить, достаточно любопытны и сами сразу же узнают о том, что, допустим, фонд Бортника может предоставить грант на какой-нибудь НИОКР и на какой-нибудь инновационный стартап. А мы в рамках нацпроекта дополнительно выделили фонду Бортника средства для вот таких небольших инвестиционных проектов, и будем ежегодно предоставлять фонду средства до 24 года. Одним словом, меры поддержки никогда не были так доступны как сейчас.

— Как Вы оцениваете потенциал сферы малого и среднего бизнеса именно нашего региона?

— С потенциалом сложнее, потому как у Вас здесь территория северная, действуют северные надбавки, объективно сложнее здесь вести бизнес. Мы это понимаем, и поэтому в этом году мы начали очень плотно работать над выработкой комплекса мер по снижению дифференциации условий ведения бизнеса. Мы понимаем, что предприниматели отсюда уезжают в соседние регионы, по статистике мы это видим. Мы хотим попробовать не решить проблему северных надбавок, но каким-то образом помочь предпринимателям стать более конкурентоспособными по сравнению с предпринимателями других регионов. Я думаю, что при поддержке федерального центра мы сможем найти решение, и на это не уйдет много времени.

— Я благодарю Вас за то, что Вы нашли время в столь плотном графике, пришли к нам. Директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства министерства экономического развития России Милена Арсланова была сегодня у нас студии. Спасибо Вам, что это время провели с нами.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.