В столицу Севера приехали четверо режиссёров — индивидуальности, обладатели разного театрального бэкграунда и постановочного опыта. Предварительно они уже выбрали произведения Абрамова и даже распределили актёров на роли, а теперь, наконец, познакомились с ними в живую и окунулись в лабораторный процесс, где всегда остаётся право на ошибку.
С камерной сцены, где главный режиссёр «архдрамы» Андрей Тимошенко дал старт «Рыбному обозу», режиссёры и отобранные ими артисты разошлись по разным помещениям театра.
В камерном зале осталась режиссёр из Москвы Ольга Левковская. Она ставила спектакли в Москве — «Волшебную зиму» по сказке Туве Янссон в драматическом театре «Вернадского, 13» и спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская, или Караси в сметане» по пьесе классика польского авангарда Витольда Гомбровича в театральном центре «Вишнёвый сад», — а также в Санкт-Петербурге (постановку «Мысль» по одноимённому рассказу Леонида Андреева в «Александринке») и в Туле («Мандат» Николая Эрдмана в местном драматическом театре имени Качалина).
Как Ольга Левковская рассказала «Региону 29», «Рыбный обоз» станет второй лабораторией в её карьере. Первый её лабораторный опыт состоялся в МХТ имени Чехова, где она поставила эскиз-компиляцию из послереволюционных текстов 1920-х годов — Аркадия Аверченко, Надежды Тэффи, Николая Олейникова, Даниила Хармса и других авторов.
— Если честно, на «Рыбный обоз» я подала заявку от духа противоречия, потому что это совершенно не моя тема — ни деревня, ни северные пейзажи, — пояснила Левковская.
Режиссёр предложила два рассказа Фёдора Абрамова — «Жила-была сёмужка» и «Золотые руки». Второй она вслед за читательской молвой назвала «Молчание телят».
— Они показались мне наиболее драматичными из всей деревенской прозы и менее патриотичными, — добавила Ольга Левковская. — Я пытаюсь в «рыбной» теме найти философию.
Режиссёр отобрала поистине «звёздный состав» — любимцев публики и критиков — заслуженного артиста России Сергея Чуркина, Наталию Латухину, Марию Беднарчик и Михаила Кузьмина. Для этого она специально приезжала в мае отсматривать основные спектакли репертуара — «Ревизор», «Три сестры», «Скупой», «Тараканы» и другие.
— Да, мне с ними повезло, — отметила Ольга Левковская. — Но это самая большая ответственность, потому что самые талантливые люди обычно самые умные. А между режиссёром и актёром всегда есть некая конкуренция, единство и борьба противоположностей. Сейчас нам главное совпасть даже не на каком-то интеллектуальном уровне, а энергией. Совпадём или нет — не знаю, надо понять. Они между собой знакомы, а я пока — инородный элемент. Главное — полюбить друг друга.
Начиная с артистами первую читку «Сёмужки», Левковская сказала: будем делать философскую притчу, рыб играть не будем.
В то же время режиссёр из Минска Алексей Шавлов собрался в декорационном зале с Ниной Няниковой, Евгением Нифантьевым, Артуром Чемакиным, Александром Дубининым, Александром Зиминым, Дмитрием Беляковым и Марией Новиковой.
Шавлов — выпускник мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе. В Архангельск он приехал из Минска, выпустив на днях спектакль в Барнауле. До этого он ставил вольную фантазию по поэме татарского поэта Габдулла Тукая «Шурале» в Казани, «Идеального мужа» Оскара Уайльда в московском театре «Студия. Project». Перед началом «Рыбного обоза» молодой режиссёр успел посмотреть в «архдраме» «Ревизора» и «Конька-горбунка».
Артисты прочли инсценировку, которую молодой режиссёр написал к повести Абрамова «Безотцовщина». И огорошили участника лаборатории, без прикрас высказав ему своё мнение о его сценической редакции.
— У нас сегодня удивительное начало работы, артисты мне сказали: «Что за ерунда?». У меня такого ещё не было, интересно, что будет дальше, — рассказал Алексей Шавлов. — Для меня проза Абрамова — большая загадка в смысле её сценического воплощения. Так что в данном случае я пользуюсь лабораторной возможностью ошибаться. На лабораториях всегда можно попробовать что-то, не боясь того, что что-то не получится. Гораздо хуже, когда затевается спектакль, получается на него бюджет, а потом что-то проваливается. Некоторые вещи невозможно понять за столом, их можно понять только через артистов.
Петербурженка Мария Критская также увела с собой в Абрамовский зал ведущих актёров «ломоносовской» труппы — Марию Степанову, Татьяну Боченкову, Игоря Патокина, Александра Субботина и заслуженную артистку России Людмилу Советову.
Отметим, что у Марии Критской за плечами, пожалуй, самый большой среди участников «Рыбного обоза» лабораторный и постановочный опыт. На лаборатории современной драматургии для подростков в новосибирском театре «Глобус» она работала с прозой писательницы Дарьи Варденбург и поставила эскиз «Никаких сомнений» — о стихийных вечеринках, организованных через соцсети. Также она не единожды принимала участие в режиссёрской лаборатории «On. Театр».
Её «слайд-шоу» по повести Аркадия Гайдара «Гук и Гек», поставленное для независимой питерской компании Melting Point получило номинацию за лучшую режиссуру Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв». Более того, у Марии Критской уже есть опыт работы с северным текстом русской литературы: она нашла адекватный театральный язык для поморских сказаний Бориса Шергина в спектакле «Плыл кораблик белопарусный» в театре юных зрителей имени Брянцева.
На лаборатории «Рыбный обоз» Критская планирует собрать в один эскиз абрамовские рассказы «В Питер за сарафаном» и «Старухи».
У режиссёра из Керчи Игоря Лебедева, закончившего мастерскую Вениамина Фильштинского в РГИСИ, тоже есть опыт участия в нескольких лабораториях (например, по творчеству Фёдора Достоевского), а недавно, в марте этого года он выпустил спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова в русском драматическом театре Башкортостана.
На «Рыбном обозе» он представит эскиз по повести Абрамова «Поездка в прошлое». Вместе с ним в эту историю, где личные трагедии переплетаются с трагедиями раскулачивания, окунутся артисты Константин Мокров, Юрий Прошин, Павел Каныгин, Кристина Ходарцевич и Анна Рысенко.
Впереди — несколько напряжённых дней насыщенных репетиций и сотворчества. Финальный показ четырёх эскизов состоится в театре 9 июня в 14:00.