В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/11
Общество
Фонтан вместо Ленина, трамвай и целые деревяшки: посмотрите на Архангельск, который мы потеряли

Фонтан вместо Ленина, трамвай и целые деревяшки: посмотрите на Архангельск, который мы потеряли

20.05.2019 15:15Мария АТРОЩЕНКО
Фотовыставку цветных ретро-фотографий нашего города «Вспышки памяти» в «Ночь музеев» открыли Центр социальных инноваций и сайт «Старый Архангельск».

Самые старые фотографии, представленные в музее художественного освоения Арктики, были сделаны в конце 1950-х годов. Самые старые, 1958-го года, выполнены известным советским фотографом и журналистом Семёном Фридляндом.

По словам основателя проекта «Старый Архангельск» Игоря Кысина, цветные фотографии старого советского Архангельска — это вообще-то редкость.

— Обычные люди, как правило, снимали на чёрно-белую плёнку, а на цветную — либо профессионалы, либо очень заинтересованные любители, — рассказал он. — Фотографии Семёна Фридлянда 1958 года — самые ранние, что есть у нас в распоряжении. Он был профессионалом — работал в журнале «Огонёк» и имел доступ к цветной плёнке. 

Семён Фридлянд. «Строительство дома на Карла Либкнехта — Павлина Виноградова».Семён Фридлянд. «Строительство дома на Карла Либкнехта — Павлина Виноградова».

Глядя на эти фотографии, профессиональные и любительские, трудно не поддаться ностальгии даже тому, кто такой Архангельск не помнит. Чёрный фонтан на площади Ленина в 1985-м, стоянка детского «такси» в 1960-х, ажиотаж у книжных развалов, корабли на рейде, строящаяся Воскресенская в 1970-е, трамвай на Троицком, повозки с лошадьми, полные весёлых северян, снятые Геннадием Булганиным, сохранные деревянные дома, которые запечатлел мастер с символичной фамилией — Сергей Бессмертный… Этого города больше нет, но он остался на фотографиях.

О том, как родилась идея выставки «Региону 29» рассказал организатор от Центра социальных инноваций, основатель сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко.

— Узнав о том, что мы поддерживаем проекты в сфере культуры, Игорь Кысин предложил нам организовать такую выставку цветных фотографий старого города, — отметил Владислав Дреко. — И мы, конечно, откликнулись. Любая фотография из личного архива обязательно рождает у людей огромное количество воспоминаний, ассоциаций, и поэтому она является не только личным достоянием, но и достоянием общественности. Это неформальная летопись города. Поэтому очень важно не просто хранить у себя фотографии, но и делиться ими.

Кстати, на выставке организаторы установили сканер, чтобы посетители смогли оцифровать свои фотографии старого Архангельска.

Легко представить, что фотографии, которые мы делаем сейчас, лет через 30-40 также станут общественной ценностью.

— У меня есть фотографии, которые уже раритеты: многих домов больше нет и они сейчас всё пропадают и пропадают, — добавил Игорь Кысин. — Можно делать новую выставку — «Потерянное при капитализме», предположим.

Важные экспонаты выставки — фотографии немецкого студента Диерка Топпа, запечатлевшего центр Архангельска и Бревенник.

— В 1966 году он подрабатывал электриком на судне, которое пришло в Архангельск за лесом, — рассказал Владислав Дреко, который вступил с ним в переписку. — Тогда он был фотографом-любителем, а сейчас стал профессионалом. В свободное время он гулял по городу и фотографировал, так родилась целая коллекция, которую он сохранил и потом оцифровал. Другое дело, что это не все фотографии. Часть у него отобрали пограничники. Капитан судна поручил ему заснять какие-то недостатки при погрузке. Наши пограничники это увидели и решили: так не пойдёт. В итоге плёнка ему так и не вернулась. Зато остались те фотографии, что мы видим сегодня, и много воспоминаний — про дискотеку, про то, как здесь была организована жизнь… Очень активный интересный человек.

Кстати, про дискотеку. В воспоминаниях Диерка Топпа, размещённых на сайте «Старый Архангельск», упоминаются две девушки, с которыми молодой иностранец познакомился на одном из таких вечеров: «Я познакомился с двумя девушками, которые говорили по-немецки. Они сказали мне, что хотят уехать в Германию со мной. Когда я вернулся на борт, я облазил все судно в поисках места, где можно было укрыть человека. Конечно, это было невозможно».

Выставка «Вспышки памяти», как сообщают организаторы, будет открыта в Музее художественного освоения Арктики ещё около трёх недель.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.