В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Праздничный хор московского Данилова монастыря отметил 30-летие возрождения в Архангельске

Праздничный хор московского Данилова монастыря отметил 30-летие возрождения в Архангельске

02.05.2019 12:03Мария АТРОЩЕНКО
12 солистов и певчих во главе с главным регентом Георгием Сафоновым открыли 1 мая Большой Пасхальный фестиваль в Камерном зале Поморской филармонии.

Патриарший коллектив открывал фестиваль и в 2017 году, а в 2018-м его солисты выступили на концерте-закрытии вместе с Архангельским филармоническим камерным оркестром. В этом же году певцы привезли в столицу Севера программу «30! Продолжение следует…», посвящённую 30-й годовщине возрождения праздничного хора в стенах Данилова монастыря. 

Этот уникальный коллектив был известен ещё в стародавних летописях: сама обитель была основана в конце XIII века, а пять хоров, в том числе — праздничный, — появились в нём с конца XVII столетия. Монастырь и хор устояли даже во время революции, но в 1930-м обитель была закрыта, а коллектив расформирован. И лишь в 1989 году началась его новая история.

Сегодня хор объединяет 30 профессиональных певцов, среди которых ещё и дирижёры, многодетные отцы, любители джаза, а также художник, бывший боксёр и практикующий психиатр-нарколог, отслуживший в ВДВ. Столь разных людей, по словам художественного руководителя и главного регента хора Георгия Сафонова, объединяет, прежде всего, место
— Данилов монастырь — и человек — святой благоверный князь Даниил Московский.

— Он вообще очень многих людей объединил в своё время, — отметил главный регент. — Он явился одним из тех сыновей Александра Невского, который ни разу не поднял меча на своих врагов, хотя был князем. Своих врагов он побеждал молитвой, он был кроткий, он начал объединять русские княжества. И Данилов монастырь тоже объединяет огромное количество людей. В Москве всегда об этом месте говорили, как о Даниловской слободе. Люди стекаются в монастырь, чтобы послужить хозяину Москвы, как его до сих пор называют, чтобы найти общение, приобщиться к древней культуре, которая бытует на службах. Традиции пения и служения в монастыре идут из древней Москвы. 
Георгий Сафонов.Георгий Сафонов.

В иные годы, до расформирования, рассказал Георгий Сафонов, праздничный хор насчитывал несколько десятков певцов. К примеру, в честь юбилея выдающегося композитора и хорового дирижёра Павла Чеснокова в 1927 году собрался хор из 150 человек. Плюс — хор из 22 архи- и протодьяконов. Это были лучшие басы Русской православной церкви.

В Москве считалось и считается, что лучший звон и пение — в Даниловом монастыре.

— Предела совершенству нет, основа — это 32 напева, а дальше всё зависит от творческих измышлений регента и от возможностей певчих, а они у нас профессиональные, поэтому свой уровень обязаны подтверждать каждый раз, — добавил Георгий Сафонов. — Кстати, как и пять монастырей России, среди которых Александро-Невская лавра, мы имеем благословение на то, чтобы приглашать на службы светских певцов. До середины XIX века в Даниловом монастыре был братский хор, но затем стали приглашать светских певцов, чтобы усилить хор, украсить голосами праздничное богослужение.Сейчас везде светские певцы поют, но благословение имеют только пять монастырей России. И Данилов — единственный из московских.

Свою программу в Архангельске хор посвятил не только 30-летней годовщине памятного возрождения, но и истории в широком смысле — государства Российского, русского певческого искусства, — и жизни русского народа.

Певческая программа началась с ударов колокола и византийского напева — трапаря Пасхи — на греческом языке. Как рассказал Георгий Сафонов, греческие певцы очень многое привнесли в русскую певческую культуру. Как и болгары, и сербы. В их честь хор исполнил сербский напев «Великое славословие». А как дань уважения «досточтимой, любимой архангельской публике» — поморский напев.

Также коллектив исполнил духовные стихи, монастырские песни и знаменитый знаменный распев. А второе отделение хор отвёл светскому певческому искусству — русским народным и казачьим песням. Под самые своды Кирхи взлетели тенора, баритоны, басы: Камерный зал огласили «Дубинушка» и «Ой, то не вечер».

Большой Пасхальный фестиваль начался традиционно, а продолжится в стиле «фьюжн» — презентацией альбома GEO грузинской группы Mgzavrebi, концертом легендарного Горана Бреговича и его балканского The Wedding and Funeral Orchestra и выступлением Дживана Гаспаряна-младшего и его ансамбля армянских народных инструментов Jivan & Friends.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.