В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Волны выше сельсовета, шашлыки на корме и пиратский пролив

Волны выше сельсовета, шашлыки на корме и пиратский пролив

17.04.2019 16:28Мария КАРАЧЁВА
Иван Протасов, старший судовой механик с 40-летним стажем, рассказал «Региону 29» о встрече с белыми медведями, об ужасном шторме в Норвежском море и о том, как чья-то ошибка определила его жизнь.

— Иван, расскажите, почему решили связать свою жизнь с морем?

— У нас в деревне много ляг (луж) было, и мы на плотах по ним катались. Ну, а расстояние-то маленькое, неинтересно. Что там — два раза толкнулся, и на том берегу. Ну я и решил, чем по лужам кататься, дай лучше по морю покатаюсь.

— Но почему именно механиком?

— Судьба. Когда поступал в мореходку, мне все советовали, мол, давай на штурманское. Я подал все документы и экзамены сдал. Потом проверяю на доске — поступил или не поступил? На штурманском нету. Думаю: ну, всё. Решил заглянуть в соседний список, и оказалось, что я в механическом! Перепутали что-то, видимо. Я совсем не жалею, что так получилось. Механиком тоже хорошо.

— В каких краях довелось побывать?

— Если считать страны, то чуть более 30-ти я посетил во время плаваний. По нашим северным морям, конечно, ходил, начиная с Белого и заканчивая морем Лаптевых, потом Скандинавские страны, вся Прибалтика, большая часть Европы и немного Африка. На «Михаиле Сомове» я ходил на север, за полярный круг. Помню, только мы встали, а нас белые медведи, считай, окружили. Мы на них смотрим, а они — на нас. Так и познакомились.

— Есть какие-то истории, которые моряки рассказывают молодым?

— Я вообще байки рассказывать любил. У нас же двигатели запускаются воздухом, а воздушные баллоны подвешены вертикально под переборкой. Как-то парень один пришёл, матрос. А он зелёный совсем, не знает ничего. Спрашивает: «Ребята, а это-то что такое?».

— Как что? Это ведь раньше пароход военный был. Вот и остались запасные торпеды.

Подкалывали, короче.

Фото из личного архива Ивана Протасова.Фото из личного архива Ивана Протасова.

— А обряды посвящения есть?

— Ну как же нет? Вот, сын мой недавно пошёл первый раз в рейс. И как в море вышел, сразу плафон забортной воды выпить нужно было. А она ведь солёная — жуть. Не каждый сможет, пожалуй.

— Говорят, если кто прошёл Баб-эль-Мандебский пролив (соединяет Красное и Аравийское море), тот может ноги на стол класть.

— Ну это тоже байки скорее, мол, если ты прошёл пиратский пролив, то чуть ли не герой. Это как, если прошёл мыс Горн, то кольцо в ухо вставляешь, если хочешь.

— А Вы сами пиратов встречали?

— Когда проходили этот самый Баб-эль-Мандебский пролив, радиограмма получили: «Остерегайтесь, могут быть случаи нападения на суда». А мы как раз ночью шли, да ещё такая штормовая погода была. И главное, что мы пошли именно с той стороны, где пираты чаще встречаются. Можно сказать, на встречную полосу им выскочили. Может нас это и спасло, проскочили нормально. Так что пиратов не встречал, бог миловал.

— Но какие-нибудь экстремальные случаи всё же были?

— Раз пошли в ноябре в Ирландию, небольшие пароходики загрузили лесом. А у нас румпельные отделения — на корме, люком закрывается, а корма открытая. И вот я на вахту заступил и думаю: дай, проверю на всякий случай, штормит. Выхожу, а корма вся залита, и люк этот открыт. Я туда заглянул. Кошмар! Вода уже к электродвигателям подходит, ещё чуть-чуть и зальёт. Я, недолго думая, спустился туда. Вода со всех сторон хлестала. Открыл клапан и бегом обратно в машину. Открыл насос и давай откачивать. Еле успели.

— Что самое сложное для моряка?

— Наверное, только то, что иногда грусть-тоска съедает. Думаешь: чем там у тебя родные занимаются на берегу? Ты тут штормуешь, а на берегу чаёк пьют.

— Без чего не отправляетесь в рейс?

— Без портрета любимой женщины. А остальное неважно. Самое главное — знать, что на берегу тебя всегда ждут.

Фото из личного архива Ивана Протасова.Фото из личного архива Ивана Протасова.

— Чему Вас научило море?

— Дружбе. С кем работал на пароходе когда-то, до сей поры созваниваемся, встречаемся. Самое ведь главное качество — взаимовыручка.

— «Кто в море не хаживал, тот богу не маливался»?

— Да. Естественно. Бывает, так начнёт качать, думаешь, что богу душу отдашь. В Норвежском море были, меня в машинном отделении туда-сюда, от одной переборки к другой на стуле катало. Думаю, схожу на мостик, посмотрю что и как. Поднялся, а там такие волны, как говорится, выше сельсовета, и одной волной так ударило — у прожекторов все стекла повышибало. Думаю, ну уж нет, лучше пойду к себе в машину, там спокойнее.

— Каково это — столько времени находится в закрытом пространстве с одними и теми же людьми?

— Нормально. Хотя раньше было интереснее, пока не было компьютеров. Все чаще собирались в каюте, общались, играли в шахматы, в домино, шашлыки на корме делали.

— Море — оно зовет?

— Зовёт. Иногда в шторм так мотает, что думаешь «Зачем мне это надо? Всё, больше не пойду». Но потом снова идёшь. А как не идти? Море как родное уже. Есть фильм «Россия молодая», там Иван Рябов выходит, и чаечки курлыкают, и я тоже, когда выхожу в хорошую погоду, прям за душу берёт. Тянет, не смотря ни на что.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.