Общество
«Нас окружают льды»: в Поморской филармонии голоса покорителей Арктики положили на музыку
1/8

«Нас окружают льды»: в Поморской филармонии голоса покорителей Арктики положили на музыку

Мария АТРОЩЕНКО
Премьера музыкально-драматической постановки «Голоса трёх экспедиций» состоялась в Камерном зале Поморской филармонии 13 апреля.

Постановщиком драматического концерта стал режиссёр Алексей Ермилышев. В нём соединились голоса трёх полярных экспедиций и четырёх людей — Георгия Седова, Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Ерминии Жданко, единственной женщины-участницы экспедиции последнего, ставшей добрым ангелом команды «Святой Анны». 

Их голоса положили на музыку — произведения Моцарта, Сан-Санса, Вивальди и Элгара, которые исполнил симфонический оркестр Поморской филармонии во главе с дирижёром Виктором Воробьёвым.

Степан Полежаев.Степан Полежаев.

Впервые на сцене встретились артисты молодёжного и драматического театров Архангельска — «пановец» Степан Полежаев, который мужественно воплотил образы троих исследователей, и актриса «архдрамы» Мария Новикова, которая исполнила роль самоотверженной Ерминии. 

Она не стала единственной женщиной, чьё имя прозвучало в постановке: так, вместе с Владимиром Брусиловым на борт «Геркулеса» взошла его невеста, биолог Жульетта Жан, а Седов из Арктики отправлял нежные письма возлюбленной Вере Май-Маевской, — но слово дали только Ерминии Жданко. Она стала одной из центральных фигур музыкально-драматической постановки. 

Мария Новикова.Мария Новикова.

Кстати, её страстный монолог о правах женщин на море, который зрители встретили бурными аплодисментами, на самом деле основан на одноимённой брошюре Георгия Седова. Видимо, режиссёр Алексей Ермилышев счёл (совершенно справедливо!), что требования дать женщинам права получать морское образование и управлять судами убедительнее прозвучат из уст молодой женщины, которая своим примером подтвердила эти тезисы.

 Оба отделения музыкально-драматической композиции начинались с шумного появления мальчишек, которые раздавали везучим зрителям «свежие» номера газеты «Архангельск» от 1912 года. Но если вначале заголовки, которые выкрикивали ребята, звучали бравурно, ретиво — мол, наконец-то, русский медведь скажет своё слово в движении к Северному полюсу, — то во втором отделении они растеряли пыл: три экспедиции пропали, остаётся лишь неизвестность.

За визуальное оформление, как всегда на постановках Ермилышева в филармонии, отвечали художник Александр Менухов и видеограф Сергей Жигальцов. В первом отделении невидимая рука рисовала тушью и пером стройные парусники и танцы на палубе — эпизоды жизни экспедиции, которая поначалу казалось увеселительной морской прогулкой. Во втором отделении песочные картины Александра Менухова передали одиночество ледового плена. Из песка, казавшегося снегом, рождались очертания барка во льду, собачьей упряжки и белых медведей. Концерт завершила «Тройка» из музыкальных иллюстраций Свиридова к повести Пушкина «Метель», озвучившая томящее чувство невозможности воссоединения с любимыми.

Совершенно неожиданно, но как будто бы с прицелом на Арктический форум, в трагедию трёх потерянных экспедиций ворвались кадры советской хроники и современной документалистики: барки и шхуны, застрявшие во льдах, сменили грозные атомные ледоколы. Но путь им в Арктику проложили те, потерянные, но не забытые первопроходцы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.