Общество
Общественная комиссия определилась с местом размещения межмуниципального мусорного объекта

Общественная комиссия определилась с местом размещения межмуниципального мусорного объекта

13.04.2019 10:58
Он будет расположен на 30-м километре федеральной трассы М8.

12 апреля на заседании общественной комиссии по выбору места под полигон ТКО большинством голосом было принято решение о включении в территориальную схему обращения с отходами земельного участка № 5. Его площадь 50 гектаров и он соответствует 15 из 16 возможных критериев.

Критерии оценки и буферная зона

Напомним, что после исключения из терсхемы участка в районе Рикасихи, на заседании общественной комиссии 2 апреля региональный оператор представил пять альтернативных площадок, где возможно размещение современного полигона ТКО. Однако члены комиссии решили взять паузу для детального изучения всех потенциальных территорий. 12 апреля представители регионального правительства представили участникам общественной комиссии экспертные заключения.

По словам заместителя министра природных ресурсов и ЛПК области Анны Копосовой, ведомство проанализировало все предложенные участки на соответствие действующему законодательству. В первую очередь, 89 федеральному закону и нормам СанПин.

— Участок для размещения объекта обращения с ТКО должен соответствовать 16 критериям, которые являются необходимым перечнем экологических и санитарно-эпидемиологических условий для выработки проектных решений в сфере обращения ТКО, — сказала она. — Санитарно-защитная зона для таких объектов составляет один километр. Это так называемая буферная зона, в которую должны попадать следующие критерии:

  1. отсутствие населённых пунктов;
  2. отсутствие открытых водных объектов, береговых полос, прибрежных и водоохранных зон, водозаборов питьевого водоснабжения и зон санитарной охраны водных объектов, использующихся для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  3. отсутствие лесов любого вида целевого назначения;
  4. отсутствие земель сельскохозяйственного назначения;
  5. отсутствие особо охраняемых природных территорий и их охранных зон;
  6. отсутствие месторождений полезных ископаемых;
  7. отсутствие охотничьих угодий;
  8. отсутствие объектов историко-культурного наследия;
  9. отсутствие сибиреязвенных скотомогильников и других биологических захоронений;
  10. отсутствие территорий, загрязнённых радиоактивными отходами;
  11. отсутствие магистральных продуктопроводов и иных коммуникаций, а также зон их охраны;
  12. отсутствие участков с публичными сервитутами;
  13. отсутствие аэродромов (зоны подлёта самолётов к аэродрому) в радиусе 15 километров;
  14. отсутствие ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев и домов отдыха, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также спортивных сооружений, детских площадок, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования;
  15. наличие дорожной инфраструктуры;
  16. отсутствие рыбных хозяйств, мест нереста, массового нагула и зимовальных ям рыбы.

15 баллов из 16

Участок № 1, расположенный в посёлке Катунино (Приморский район, рядом с посёлком Лесная речка) соответствует 12 критериям из 16. Главный минус — нахождение его в особо-охраняемой природной территории — Беломорском заказнике и расположение в зоне подлёта самолётов.

Участок № 2 — территория УФСИН № 3 (Нефтебаза) соответствует 10 критериях из 16. Участок находится в непосредственной близости от дачных товариществ, от аэропорта Архангельска и от реки Кузнечихи. Кроме того он расположен на территории памятника природы — Талажского соснового бора.

Участок № 3 — территория УФСИН № 7 (Лесная речка) соответствует 11 критериям из 16. Участок расположен в непосредственной близости к жилой застройке (200 метров) и объектам социальной инфраструктуры (в 50 метрах от школы), а также в десяти километрах от аэропорта Васьково. Кроме того, там есть проблема с грунтовыми водами — возможен существенный водоприток в котлован под объект.

Наиболее подходящими для размещения межмуниципального объекта ТКО оказались два участка — № 4 и № 5, которые соответствуют 15 из 16 критериев. Правда, первый требует согласование с Росавиацией, так как расположен в зоне подлёта самолётов, а второй — с Рослесхозом, поскольку эти земли относятся к лесному фонду.

Чем дальше, тем лучше

Дальнейшее обсуждение строилось на выборе одного из этих двух вариантов.

Участок № 4, расположенный в МО «Уемское», ранее планировался под строительство АЭС, а позже — под строительство полигона для захоронения отходов для нужд Архангельска. Площадь участка — 80 гектаров. Это земли промышленности, где уже выполнено сведение леса, частично проведена планировка территории, вырыт котлован. Однако возить мусор придётся по дороге через садовые товарищества. По словам заместителя руководителя агентства по тарифам и ценам региона Елены Заочинской, приведение дороги в соответствие нормативам и строительство моста через реку Юрас дополнительно потребует порядка 600 миллионов рублей.

Против этого участка высказался и глава Архангельска Игорь Годзиш.

— Транспортировку отходов до участка № 4 придётся делать через Краснофлотский мост и Ленинградский проспект, — сказан он. — В сторону посёлка Уемский Ленинградский проспект сужается. Его расширение в районе Жаровихи практически невозможно: частный сектор расположен как с одной, так и с другой стороны дороги. Если добавим туда ещё большой объём мусоровозов, то мы получим такую транспортную проблему, которую архангелогородцы нам будут ещё десятилетие вспоминать.

А вот участок № 5, расположенный на 30-м километре трассы М8, площадью 50 гектаров, оказался, по мнению собравшихся, наиболее подходящим. Несмотря на то, что участок не отмежеван, требует сведения делового леса, планировки территории, строительства съезда с трассы М8.

Да и с точки зрения экономики он не самый выгодный. По словам Елены Заочинской, транспортные расходы из расчёта вывоза одной тонны отходов от места их образования до места переработки и размещения увеличатся на 2,4 процента по сравнению с прежним вариантом — Рикасихой. Но есть и плюсы. Например, в километре от участка находится ЛЭП, к которым возможно технологическое подключение. Также есть и перспективы перехода объекта на газ. Главный аргумент «за» озвучил заместитель председателя районного собрания Приморского района Антон Голенищев.

— Чем дальше от населённых пунктов, тем лучше, — резюмировал он.

Единственный минус участка № 5 в том, что это земли лесного фонда, а значит, требуется согласование с Рослесхозом. По словам министра природных ресурсов и ЛПК региона Александра Ерулика, переведение земель из лесного фонда и земли промышленного назначения занимает от двух месяцев до года.

— Всё зависит от оперативности подготовки документом, — отметил он. — Если комиссия рекомендует этот участок, то со своей стороны мы сделаем всё возможное, чтобы оформить документы быстро.

Решили большинством

В итоге большинством голосов общественная комиссия приняла решение.

— Исходя из представленной информации, наиболее подходящей по критериям площадкой для размещения межмуниципального объекта обращения с ТКО для нужд муниципальных образований «Город Архангельск», «Северодвинск», «Новодвинск», «Приморский муниципальный район» и «Холмогорский муниципальный район» является участок № 5 — 30-й километр трассы М8, — подвела итоги обсуждения председатель комиссии, глава Приморского района Валентина Рудкина.

Кроме того, члены комиссии предложили включить в итоговую резолюцию пункты о необходимости строгого соблюдения природоохранного, градостроительного, земельного законодательства и внедрения системы раздельного сбора отходов.

Представитель регионального оператора — компании «Экоцентр» — Дмитрий Зубко, который уже год ждёт решения о выделении земельного участка для размещения опорного объекта ТКО, заверил, что решению рад и готов приступать к строительству.

— Как только этот земельный участок будет включён в территориальную схему, мы готовы начать работу.

Кстати, по словам Елены Заочинской тариф будет единым для всех жителей региона. Это связано с тем, что определена единая зона деятельности регионального оператора. Такое решение было принято с целью соблюдения интересов всех потребителей. При этом действующим законодательством предусмотрено дифференцирование тарифа с учетом сортировки мусора. Но это требует решения на федеральном уровне. В агентстве надеются, что в ближайшее время оно появится.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.