Какого только кукольно-сказочного народа здесь ни встретишь: маленькие полярники, мишки Тедди в джинсовых комбинезонах, ротвейлер в меховом пальто, мышки с остроносыми мордочками в пышных платьях, барон Мюнгхаузен, точь-в-точь похожий на Олега Янковского, жители королевства белых ночей и брусничных земель, фея верхом на белухе, полярная сова Букля из «Гарри Поттера» и даже единорог в модной одёжке. Творения мировых звёзд кукольного искусства — Владлены, Михаила Зайкова и Юлии Южаковой — стали своеобразными вишенками на торте.
Выставку организовала известная российская художница и исследовательница истории кукол Светлана Пчельникова. Её идею поддержал губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Чудесный мир кукольного искусства ему открыла северодвинская мастерица Ирина Черепанова.
— Я никогда в жизни не играл в куклы, но Ирина Черепанова показала мне, насколько это великое искусство и огромный творческий заряд не только для мастеров, но и для зрителей, — отметил глава региона на открытии выставки. — Я очень рад, что то, о чём мы скромно мечтали года полтора назад, осуществилось. Мне очень приятно, что в этом зале столько людей и столько кукол, уверен, здесь будет столпотворение.
Нарядами блистали не только куклы, но и кукольных дел мастерицы: свежеуложенные локоны, сумочка в виде кошачьей мордочки, ободок-кокошник с ракушками, как у русалки. Наталья Моисеенко привлекала взгляд несочетанием своей короткой стрижки и длинного сарафана в этническом стиле. Она приехала из Калужской области.
В последнее время они с мужем увлеклись созданием авторских кукол на основе традиционной для своего края хлудневской глиняной игрушкой.
— У нас есть куклы в традиционных костюмах Калужской губернии, сделанных по этнографическим образцам, — в рубахах, занавесках, панёвах и косоклинных сарафанах, — показала Наталья Моисеенко. — Косоклинный сарафан состоял из 11-ти частей: он был нераспашной, глухой, на девяти пуговицах и на подкладке из домоткани.
Зато одну из кукол мастерицы — луноликую — с традицей связывает мало: чистый полёт фантазии.
— Это кукла из коллекции «Фазы жизни, фазы луны», — объяснила мастерица. — Мы сравнили возраст женщины с фазой луны, ведь луна — это символ женского начала. В зависимости от возраста женщины менялся её наряд. Вот это — женщина в первый год после замужества, молодуха. В это время у неё самый яркий костюм.
По словам Натальи Моисеенко, она ещё два года назад хотела приехать в Архангельск.
— И тут мне удалось совместить поездку на Русский Север и встречу со своими коллегами, с которыми мы обычно видимся на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, — добавила она.
Куклы москвички Натальи Грант — скандинавская богиня Фрейя, пухленькая Афродита, напоминающая Венеру с картины Ботичелли — воплощение этакой рубенсовской женской красоты и телесности: пышные формы, игривость и чувство юмора.
Своих пышнотелых красоток мастерица создаёт в из текстиля в чулочной технике — на железный каркас накладывает слои синтепона, а потом обволакивает его капроном.
— Сначала я хотела делать кукол из фарфора, а потом попала на мастер-класс по текстилю в школе кукольного мастерства Светланы Воскресенской, — рассказала Наталья Грант. — И меня осенило: я же не леплю, я же всю жизнь шью — мне, похоже, это от бабушки передалось. И я в текстиле осталась, чулочной технике я верна с 2003 года.
А любовь к куклам plus-size — от Армани, но не от модельера, а от художника.
— У нас выставка была в Риме, и там я увидела произведения художника Джузеппе Армани — он делает толстеньких кукол из фарфора, похожих на известных персонажей: меня покорила его дородная Кармен. Я тоже сделала свою первую пышную Кармен, и её очень тепло встретили. И мне понравилось. Не из любого материала можно сделать пышнотелых кукол, а капрон можно хоть до бесконечности вытягивать. И обнажёнка из него очень хорошо получается — очень мягкая, приятная для глаза. Целлюлит у них, конечно, допустим, но никаких комков — «кожа» получается очень гладкая, отутюженная.
Полнота, по мнению Натальи Грант, украсит любую куклу, особенно — балерину.
— Толстенькая балерина — это же просто праздник жизни! — сказала она. — У моих ранних толстушек вообще талии не было, а сейчас я делаю намёк на изгиб, шеи появились. Мне нравится, что куклы вызывают улыбку.
Анна Фадеева из Нижнего Новгорода в образах трёх сказочных красавиц зашифровала части России: Жар-птица — это Юг, хозяйка медной горы — Урал, а Снегурочка — Север.
Вместе Оксана и Андрей Панченко — не только муж и жена, но и студия OLELOO (в честь Оле Лукойе). Она занимается портетно-авторской куклой, он дизайном элементов декора, интерьера и часов.
— Создание портретной куклы — один из самых трудозатратных процессов, требующий сосредоточения и времени, — сказала Оксана Панченко. — Всё остальное по сравнению с ним я считаю лёгкой игрой.
На выставку студия OLELOO привезла, в том числе, копию Владимира Путина.
— Мне хотелось передать его цельность. Я получила колоссальное удовольствие от работы с ним, — рассказала Оксана Панченко, — я почувствовала его силу, уверенность. И скажем так, без внимания на международных выставках его не оставляют. К нему обращаются, как к живому. Кстати, я сделала куклу и по фотографии Дмитрия Пескова.
Наряду c реалистичными портретными куклами супруги из OLELOO привезли в Архангельск и более фантазийных персонажей — жителей Белого города, похожих на Шалтай-болтаев, солдатов монгольской орды и потрёпанного жизнью безголового рыцаря с гончим псом.
— Я лепила его в походе из подручных средств — из бинтов и клейстера из муки, — сушила в костре, а потом привезла его на выставку в Прейли в Латвию, где он встретил свою принцессу. Я услышала легенду о небогатом рыцаре, который полюбил девушку из богатой семьи. Он погиб на войне, а она бросилась в омут. И я поняла, что это про моего сэра Николаса. А моя приятельница привезла на выставку его возлюбленную. Они стояли рядом, но так и не смогли встретиться взглядом.
Кукольных дел мастер из Минска Надежда Цигановская всерьёз восприняла арктическую тематику выставки, и специально для неё создала своих белых медведей, танцующих с бубнами в национальной ненецкой одежде.
— Я больше 20-ти лет прожила в Арктике — в городе Салехарде Ямало-Ненецкого округа, — рассказала Надежда Цигановская, — так что тема северных регионов мне очень близка. Узнав о выставке ещё в ноябре прошлого года, я начала пилить этих медведей из кости специально для Архангельска. А куклами я занимаюсь 15 лет и сама организую одну из крупнейших выставок «Панна Dollʼя», в которой принимают участие по 600-700 мастеров. И ваши барышни из Архангельска и Северодвинска практически каждый год представляют на ней свой регион.
Одни из самых причудливых героев выставки — стимпанковские неведомы зверушки, рождённые необузданным воображением Алёны Жиренкиной и Андрея Дроздова.
— Проект родился из какой-то шутки, — рассказали они. — Просто нужно взять двух сумасшедших художников и попросить их поработать вместе. Один художник привнёс что-то из кроличьей норы, другой — что-то от Жюля Верна, и в результате получился какой-то салат из металлической стружки.
Выставка проработает в Биржевом зале Гостиных дворов 13 и 14 апреля.