В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/16
Общество
И рыбку съесть: в Архангельске прошли вернисаж рыбной выставки, дегустация и дефиле

И рыбку съесть: в Архангельске прошли вернисаж рыбной выставки, дегустация и дефиле

08.04.2019 12:27Мария АТРОЩЕНКО
Поклонников искусства и завсегдатаев фуршетов — как сельдей в бочке: в выставочном зале Союза художников при огромном скоплении народа открылась экспозиция «День рыбы».

Рыбный день устроил известный архангельский живописец и иллюстратор Дмитрий Трубин совместно с коллегой-художником, поэтом и бардом Иваном Тарутиным. Они собрали в одной экспозиции почти 200 рыбных картин 37 художников — в первую очередь, свои, конечно, — а также ювелирных изделий (Татьяна Трубина представила 21 брошь), батиков и объектов.

Дмитрий Трубин заранее подыскал слова, которые объясняют его интерес к рыбе как предмету изображения:

«Часто рыба — это не просто рыба. Художник понимает это как никто: он заворожён и очарован странным её хладнокровием, немигающими, ничего не выражающими глазами, её стайной множественностью и её фантастической ориентацией в пространстве. Вспомним созвездие Рыбы, астрологический её знак и, конечно же, символ катакомбных христиан, прятавших за её начертаниями имя Христа».

Дмитрий Трубин подарил альбом выставки девочке, угадавшей число работ.Дмитрий Трубин подарил альбом выставки девочке, угадавшей число работ.

Лично художник рассказал «Региону 29», что изначально собирался провести собственную выставку, но потом рыбная идея «пошла в народ».

— Естественным образом ко мне присоединились мой брат Сергей, близкий мне по духу художник Иван Тарутин, моя жена Татьяна и дочь Екатерина, — рассказал Дмитрий Трубин, — а потом и остальные подтянулись. Я на эту выставку сделал 111 новых работ, вторая по количеству — моя жена: она сделала 21 брошь. Она старается работать в том же темпе, что и я. А рыба — это фантастический знак, она не просто для еды или для аквариума. К сожалению, этот символ могли бы понять гораздо полнее, но удовлетворились точечным вкраплением в наш проект.

В день открытия в выставочном зале было столпотворение. Весеннее солнце разогрело обычно прохладные помещения Союза художников, было жарко, людно. 

Чтобы посетители смогли не только увидеть разнообразие водного мира, но и попробовать его на вкус, на вернисаже устроили дегустацию сёмги, палтуса, сельди, скумбрии и других рыбных деликатесов от Архангельского тралфлота и других промысловиков. 

А шоу — как же без него на выставке Дмитрия Трубина! — обеспечили модели из агентства Елены и Спартака Резицких. 

Правда, дефилировали эти «золотые рыбки» не в сверкающих платьях из пайеток, похожих на чешую, как можно было бы ожидать, а гораздо более откровенно — почти в купальных костюмах. Зато потом — в фирменных футболках с хэштегом #ArhArtFishDay.

Когда выставка, наконец, открылась, быстро стало понятно, кто за чем пришёл: основная масса переместилась в дальний зал, к столам, ломящимся от рыбных деликатесов, и в основном зале экспозиции стало легче дышать. И даже получилось без суеты и толкотни заглянуть в немигающие рыбьи глаза.

Рыбный «стол» на выставке ещё разнообразнее, чем на дегустации: здесь ерши, сиамские петушки, лиловые и розовые антиасы, рыжие караси, судаки, щуки, лещи, форельки, кильки, большой удильщик, самая большая барабулька и даже царь-окунь. И ещё множество безымянных красных, синих, голубых, фиолетовых и чёрных рыбок в несметных количествах. 

Работа Лидии Колобовой — посередине.Работа Лидии Колобовой — посередине.

Художники-участники выставки увидели в рыбе кормилицу — неизменную участницу застолья, свидетельницу людских радостей и горестей, — христианский символ (на потрясающе нежной, светлой, прозрачной и лучащейся картине Лидии Колобовой над рыбой, похожей на карася, возвышаются два архангела). 

У Виктора Воробьёва с его традиционной спичечно-выжигательной эстетикой от рыбы остались только кости. Десятки рыбьих голов на полотнах Дмитрия Трубина, напоминающих раскадровки сюрреалистического мультфильма, выглядывают из воды, как айсберги. 

«Большая рыба» с глазом-пуговицей северодвинца Валерия Сакова, поглощающая стаи себе подобных, как удав в «Маленьком принце» — слона, — напоминает фильм Тима Бёртона и иллюстрирует житейскую мудрость: на всякую рыбу найдётся рыба крупнее.

«Большая рыба» Валерия Сакова.«Большая рыба» Валерия Сакова.

Очень яркие, былинные, образы сверкающих чешуёй красавиц создала Лидия Кузнецова. Рыба с человеческим лицом, перископом, как у подлодки, и заводным ключом — ну, просто чудо-юдо Рыба-кит. 

А весёлая щука с картины «Рыбонька моя», которую, в фирменной кузнецовской манере, вместо чешуи покрывают газетные объявления о продаже картофеля, — очень обаятельная подруга русалки, сидящей на штурвале потопленного корабля.

— Образ рыбы в моём творчестве проходит красной нитью, — пояснила Лидия Кузнецова. — Во-первых, я сама рыбак, а, во-вторых, у меня целая страна Звозландия (арт-резиденция в районе деревни Звоз — примерно в 200 километрах от Архангельска), где очень много рыбы. Поэтому я с удовольствием приняла участие в этой выставке! Здесь представлены мои последние высказывания. Всё, что я могла, про рыб, которых я ловлю, и про девушек, которые плавают в Звозландии, я сказала.

«Вторжение» Евгении Корякиной.«Вторжение» Евгении Корякиной.

Рыбы, живущие в водоёмах, аквариумах и даже консервных банках, позволяют художникам говорить о человеческой природе. Рыбы, как и люди, теряют головы и пожирают друг друга (рыбы — буквально, люди фигурально). У Евгении Корякиной, например, в картине «Вторжение» рыбная популяция становится моделью целого социума, враждебно принимающего нечто новое.

Вот-вот заплачет!Вот-вот заплачет!

Рыбы Ивана Тарутина отказываются быть символами и просто позируют — очень характерно, передавая разные оттенки недоумения, смущения, обиды, надежды и злости блеском выпуклых глаз и полуоткрытыми беззубыми ртами. Художник-бард поразительно преобразил невыразительные рыбьи черты — они стали почти человеческими.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.