Общество
Да — морю, нет — войне: в архангельском театре драмы прошла мальчишечья читка
1/7

Да — морю, нет — войне: в архангельском театре драмы прошла мальчишечья читка

04.04.2019 16:51Мария АТРОЩЕНКО
Обычно в театре историю ведут взрослые, мало где отваживаются взвалить всё действие на детские плечи. Но читка — пространство для эксперимента. Тем более, если читают пьесу о мальчишеской дружбе и удали.

3 апреля в архангельском театре драмы прошла читка пьесы «Рассекающий пенные гребни» — инсценировки одноимённой повести гуру детской фантастики Владислава Крапивина, которую написал, вдохновившись морской историей Архангельска, режиссёр Алексей Ермилышев.

Главный герой повести — 12-летний Оська из современного приморского городка — мистически связан со своим одногодком из прошлого — юным барабанщиком Даниелем, который во время Крымской войны рискнул жизнью, чтобы спасти из плена русского мальчика — мичмана Витю. 

Повесть и пьеса начинаются  с фразы, в которую трудно поверить: «Перед расстрелом мальчик слушал ночных кузнечиков». Слова «расстрел» и «мальчик» в одном предложении жуть, как несовместимы. Мальчики любят играть в войнушку, но не любят войну, потому что несмотря на юные годы уже понимают: основное дело на войне — не побеждать, а убивать и умирать. Поэтому хотят быть моряками — те не только воюют, но и «делают открытия». Современные мальчишки тоже против смертоубийства: и свой подвиг, как и маленький барабанщик из прошлого, тоже совершают — вызволяют из тюрьмы маму одного из ребят, протестовавшую против войны.

Алексей Ермилышев.Алексей Ермилышев.

Кстати, афишу читки украсила та самая кариатида — фигура мальчика с ключом на бриге «Даниель».

В читке были задействованы актёры «архдрамы» — заслуженная артистка России Людмила Советова, Константин Феофилов, Игорь Патокин, Дмитрий Беляков, Михаил Андреев, Артур Чемакин и Константин Мокров. В этой густо населённой пьесе взрослые довольствовались ролями второго плана, — правда, выделялся одноногий сторож Иван Сергеевич по прозвищу Сильвер, чьи слова очень сердечно читал Константин Феофилов, — а главные достались настоящим мальчикам (и двум барышням). 

Это были воспитанники образцового театра юношеского творчества «ЭТЮТ», Северной театрально-цирковой школы и студии драмтеатра. За Оську читал самый опытный из юных артистов — сын актрисы Наталии Латухиной Егор, которого архангельские зрители могли видеть в спектакле «Вся жизнь впереди» Архангельского молодёжного театра. 

Юные актёры выдержали почти двухчасовую читку на «отлично». Особенно трогательно звучал Матвей Меньшиков, который читал за юного барабанщика Даниеля.

— Мне кажется, текст сегодня прозвучал, — сказал Алексей Ермилышев.

В инсценировке ему удалось объединить и мальчишескую неоперившуюся наивность, и вольный полёт фантазии юных героев, и нервы разных эпох и столетий, и взрослый антивоенный подтекст. И, самое главное, — ощущение морского бриза.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.