Утро началось с зарядки. Руки — главный инструмент кукольника, но когда тело зажато, они не будут работать.
В Архангельском театре кукол мы попали на занятие-интенсив Елены Антушевой «Волшебные руки». Его актриса проводила для детей от семи лет, но взрослые могли уловить в нём очень глубокий, почти философский, смысл.
— Любую историю можно рассказать руками, — учила юных зрителей Елена. — Про жизнь, про смерть, про свободу и про любовь.
Актриса показала «на руках» практически притчу — историю вольной птицы, которую птицелов поймал в силки. Она едва не погибла, и тогда птицелов пожалел о своей жестокости. И птица улетела, но вернулась к нему уже по своей воле.
Руки могут даже стать людьми, а ожить в руках кукольника может даже носок или галстук. Главное, не забывать дышать.
Елена Антушева показала своим ученикам и более сложных кукол — перчаточную, планшетную, которую можно сделать даже из своей мягкой игрушки, и тростевую.
— Тростевую куклу нельзя заставлять, — сказала Елена, — можно только вежливо попросить. Она может стать кем угодно, может даже стать птицей и полететь.
Ног у тростевой куклы нет, но это не значит, что она не может ходить: ей нужно лишь помогать себе плечами и руками.
День. Сценречь и мастерство актёра
Днём в архангельском театре драмы в самом разгаре были мастер-классы по актёрскому мастерству и сценической речи.
Секретами мастерства со зрителями делилась актриса Тамара Волкова — рассказывала об актёрском внимании и актёрском доверии. И, провоцируя отважных смельчаков на подлинные эмоции, не чуралась любых средств — даже стульями швырялась!
Довериться незнакомцу — непросто. Во время упражнения на актёрское доверие самые смелые зрители в этом убедились. Под руководством Тамары Волковой участники мастер-класса попробовали это сделать играючи (игра — самая важная составляющая актёрского мастерства).
А пока Тамара Волкова проверяла зрителей на прочность, по соседству, в камерном зале, актриса Наталия Латухина устроила публике тренировку по сценической речи.
Упражнения на дыхание усердно выполняли не только ученики, но и коллега Наталии — актёр Александр Зимин. А потом все вдоволь погримасничали, тренируя речевой аппарат.
Вечер. Каша от помрежа и конфеты из хлеба
Вечер праздничного дня завершился в Архангельском молодёжном театре. Актриса Яна Панова в образе чеховской дамы провела зрителей в арт-кафе через завораживающую галерею образов — актёров и их ролей. В четырёх углах залы особняка стояли четверо веронских возлюбленных — образца 2011-го и 2018-го года — Антон Чистяков и Татьяна Смирнова, Филипп Шкаев и Валерия Коляскина.
— Извините, барышня, я к своей — это Ромео Антона Чистякова перепутал Джульетту.
На столе возлежала Татьяна Потоцкая в образе из «Дома Бернарды Альбы». К комоду прислонилась Наталья Малевинская в платье Аркадиной из «Чайки», чуть поодаль на стул присела старуха из «Деревянных коней» — Полина Третьякова.
Кирилл Ратенков примерил будёновку из одного из первых спектаклей театра-студии — «Синих коней на красной траве», — в котором играл его отец — тоже в своё время студиец-«пановец».
Очень к случаю Дарья Тюрикова прочла монолог из спектакля «Старшая сестра» — те самые слова «Любите ли вы театр так, как люблю его я?», которые сегодня так часто повторяют.
А театральный буфет превратился в кафе «Ветерок» из постановки «Вий». Гостей там встретила Анастасия Буланова и показала съедобный реквизит из спектаклей разных лет. Например, в том же «Вие» актёры едят, конечно, не сырой фарш, а прокрученную на мясорубке копчёную колбасу: жирно, вкусно! В «Пьяных» Ольга Халченко вгрызается в жареную курочку — а за то, что остаётся, после спектакля ведутся бои.
Кашу от помрежа — Татьяны Спировой — обожает Антон Чистяков. А в спектакле «Заводной апельсин» он ест три яйца без соли. В коробке конфет из «Моего бедного Марата» на самом деле — не шоколад, а чёрный хлебушек. Экономия!
В «Доме Бернарды Альбы» яблочки хранят в воде — чтобы хрустели погромче. А в «Старшем сыне» вместо красного вина — красный песок. А в «Попытке к бегству» Степан Полежаев ест настоящую бумагу.
Вечер. Воспоминания о будущем
Всё это была только увлекательная интермедия к главному событию вечера — музыкально-литературной гостиной «Воспоминания о будущем». Театр начинается с поэзии, сказал Виктор Панов, даже когда играют прозу. И на этом вечере «пановцы» проследили историю своего театра через его поэтов и музыкантов.
Первой «поэтической бациллой» в театре, тогда ещё — экспериментальном театре-студии — стала Юлия Матонина (в девичестве — Брагина). Талантливая, пронзительная. Её, после памятной поездки на Соловки с будущими «мхатовцами», крёстная театра Ия Савина отвела к одной «тётеньке», которая ей отсоветовала поступать в Литинститут. Этой «тётенькой», рассказал Виктор Панов, была Белла Ахмадулина.
Стихи своей жены, трагически ушедшей из жизни в 25 лет, с экрана прочитал Василий Матонин. Если бы не экспедиция, прочитал бы живьём. А потом её же строки прозвучали из уст Евгении Плетнёвой и трёх студенток — Валерии Коляскиной, Дарьи Белых и Марины Земцовской. Слова «Меня бы не было без вас, без любящих и без любимых» лучше, чем что-либо, живописали душевную семейную атмосферу театрального особняка.
Стихи ещё одной «поэтической бациллы» — Дмитрия Уткина — прочитали заслуженный артист Илья Глущенко и Максим Дуплик.
Это была уже совсем другая поэзия — ироничная, немного хулиганская. Он играл в «Отравленной тунике» по Гумилёву, рисовал дружеские шаржи на артистов, писал картины из красок, подобранных на помойке, и сделанных вручную.
Театр-студия жил поэзией, но Неформальное Литературное Объединение в нём создал только Валерий Чубар.
Известный радиоведущий рассказал, что НЛО родилось в кочегарке «Свечки» (ДК на Логинова, 18), и успело издать четыре поэтических сборника — Юлии Матониной, Василия Матонина, Дмитрия Уткина и Виктора Бегунова и его. Бегунов тоже прочитал на вечере свои стихи.
И, кстати, именно сборник Валерия Чубара «Ангелы и самолёты» когда-то потряс юного Степана Полежаева. Артист признался, что с поэзией «пановцев» он познакомился ещё раньше, чем с самим театром. А когда попал сюда, сам оказался в круговороте музыки и стихов.
Но и без НЛО поэзия жила и продолжает жить в театре. Свои пронзительные стихи прочитала Полина Третьякова. Своей простотой строки про паучка — маленькую точечку на паутинке — напоминали детскую считалочку. Но сколько в них боли!
Настоящим откровением стал поэтический дебют студентки Ирины Булыгиной. Стихи хрупкой юной девушки поразили образностью и богатством аллюзий: дождь она измеряла по «шкале Макондо» и рвала парус, как Высоцкий. Удивительно трогательные рифмы: «обними меня покрепче — я клубок противоречий». Прошлое, настоящее и будущее сплелись в поэтической программе.
Чтение стихов прерывалось только для воспоминаний и для песен. Заслуженная артистка России Яна Панова пела романсы из старого спектакля «Яма» по Куприну. ВИА «Провинциальные меха» — свою «Галинку» и другие шлягеры. А завершила вечер, хоть расходиться не хотелось, группа «Второе лето подряд» — Степан Полежаев, Александр Берестень, Марина Земцовская, Анастасия Хуртай и Павел Варкентин.