Произнесите слово «инженер». Кто вам представляется? Вероятно, мужчина. А теперь — слово «профессор». Думается, что тоже представляется мужчина. А теперь произнесите «инженерка» или «профессорка». Непривычно звучит? Когда-то слово «блогер» звучало так же непривычно, а сегодня прочно вошло в обиход.
Язык изменяется вместе с миром. Не было блогов — и термина «блогер» тоже. Появились — нашлось название. Вплоть до XX века многие профессии для женщин были закрыты, из-за чего и названия профессий — это существительные мужского рода. Но мир меняется. Женщины преподают в университетах, занимаются архитектурой, работают на стройках, водят транспорт. Но язык, точнее, его носители, сильно противятся нововведениям. Привычки менять сложно.
Феминативы — явление не новое. Они появлялись, появляются и, вероятно, будут появляться и дальше. В литературе и прессе XIX и XX веков можно встретить множество феминативов, которые сейчас звучат неправильно. В текстах появляется инспектриса Смольного института благородных девиц, шофёрка и шофёрица, авиатриса, скульптриса и докторша (и речь не о жене доктора). Ломоносов упоминает шапочницу и калачницу, советские писатели — скрипачек, дореволюционные — музыкантш.
В историческом аспекте мы делаем упор на XIX и XX веках, поскольку именно в этот период женщины получили доступ к большему числу профессий и видов деятельности. Стало быть, возникала и необходимость их репрезентации. Появились телеграфистки, телефонистки и авиаторши. Как и сейчас, эти названия резали слух и воспринимались далеко не положительно. Но параллельно с этим мужской род приобретал нейтральный оттенок. Его (то есть мужского рода) употребление сопровождалось пояснительными словами «в качестве», «в должности» или указанием на женский пол.
Первая мировая война и революционные годы характеризуются занятостью женщин в сферах промышленности и общественной деятельности, женский род приобретают слова, обозначающие рабочие профессии. Лингвист и филолог, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа Вероника Беркутова отмечает:
«Пока было актуально сделать профессию „видимой“ для женщины, она именовалась в женском роде, но как только женщины осваивали какую-либо сферу деятельности и становились в ней наряду с мужчинами, необходимость в их „видимости“ отпадала, и профессия начинала именоваться в „общем“ мужского роде».
Также Беркутова выделяет несколько тенденций в изменении языка в 1920-30-х годах:
- начинают утрачиваться некоторые слова женского рода: «архитектриса», «директриса», «лектриса», «инспектриса», «авиатриса», «адвокатесса» и т. д.;
- тенденция применения к женщинам слов мужского рода приводит к курьёзному появлению мужского рода профессий на исключительно женских должностях: «женкор» (женский корреспондент), «женорг» (женский организатор);
- появляются случаи употребления глаголов, прилагательных и причастий в женском роде рядом со словами мужского рода, обозначающими профессию: «инженер сказала», «наша новая врач».
Вскоре из-за неупотребления феминативов в речи они начали пропадать, а мужской род стал доминирующим. В условиях сталинского советского периода постепенно отпала необходимость подчеркивать противопоставление мужского и женского труда, выделять женщин в профессиональной деятельности.
А как всё-таки правильно?
Словари говорят, что капитанша — это жена капитана, генеральша — жена генерала. Даже привычная всем секретарша изначально жена секретаря. Хотя, конечно, вряд ли сегодня кого-то будут называть профессоршей, чтобы показать, что женщина — жена профессора. Суффикс «-ш (а)» вообще неприятный — тут и кондукторша (сразу представляется грузная ворчливая женщина), и кассирша с обязательной фразой «пакетик брать будете?» и ещё некоторые пейоративы (слова и словосочетания, выражающие отрицательную оценку чего-либо или кого-либо, неодобрение, порицание, иронию или презрение), к которым и привычную докторшу отнести можно. При этом для многих «профессорка» или «докторка» звучит пренебрежительно, потому что суффикс «-к» дает окрас чего-то маленького и менее значимого, как например в случае с игрушечной машинКой; часто его используют для сокращений — наличные деньги — наличка.
Вообще, вопрос того, как образовывать феминативы-неологизмы, стоит особенно остро даже в фем-сообществе. Говорят, что единых правил нет: от слова «доктор» можно образовать и докторку, и докторицу, и докториню. С «-к (а)» и «-ш (а)» немного разобрались, а что с остальными?
Есть чудесный суффикс «-истк (а)», который давно используется для образования феминативов: журналистка, стенографистка, футболистка. Может быть, лучше тогда не докторка, а доктористка? Только вот в слове «доктор» суффикс «-ист» отсутствует, так для чего же его добавлять, утяжеляя слово?
Слова с суффиксом «-ин (я)» отсылают нас к графиням и богиням. Приятно, престижно, с уважением: «филологиня», «геологиня». Правда, для кого-то звучит шуточно. Но, если подумать, любые феминативы-неологизмы, как и заимствования, которые ещё не прижились, воспринимаются либо как шутка, либо как издевательство над великим и могучим. Суффикс этот используется в случаях, когда «-к (а)» добавить трудно. Не «филологка» ведь не скажешь, язык сломаешь.
Еще есть «-иц (а)», в случае, например, с «танцовщиком» и «танцовщицей», «любовником» и «любовницей», «писателем» и «писательницей». Есть «-х (а)», но тут снова пейоратив: кому захочется, чтобы её называли докторихой? Даже повариха звучит как работница столовой.
Разбираться со всеми суффиксами долго, да и ни к чему. Правил-то всё равно нет, каждый или каждая, что уместно уточнить в данному случае, полагается на сложившуюся привычку или некую приятность, хотя это с натяжкой, потому что феминативы-неологизмы неприятны для большинства людей.
Возможно, придумывать новые феминативы на замену уже существующим глупо. Но здесь есть психологический момент: врачиха звучит пусть и привычно, но неприятно, как докторша или директриса. Неинтеллигентно. Хотя, конечно, воспринимается всё же проще, чем врачиня или докторка.
Что касается официального языка. Феминистки и про-феминисты требуют признания феминативов в деловой речи. Но официальность предполагает, что название профессии в документах не должно отсылать к полу, потому что в этом случае гендерная принадлежность значения не имеет. Мужской род считается общепринятой нормой.
Не совсем понятно, как мужской род может быть «нейтральным». Он по определению мужской и относит к мужской гендерной идентичности, мужскому биологическому полу. Глаголы в русском языке меняются, соотносясь с родом. Русский язык не является нейтральным даже в этом плане, в отличие, например, от английского, где после «he» (он) и «she» (она) следует одинаковый глагол, меняющий окончание не в зависимости от рода, а из-за изменения времени.
Когда большинство людей видят словосочетание «автор сказала», у них не возникает вопросов, хотя звучит не то, чтобы очень приятно. Но стоит добавить к слову «автор» нелюбимое многими «ка», слышатся вздохи и ахи, ведь «портите русский язык».
Есть привычная многим формула: феминативы нужны для гендерного равенства, чтобы показать, что в «мужских» профессиях есть женщины: не одними режиссёрами наполнена киноиндустрия, есть ещё и женщины-режиссёры, которые режиссёрки, которые режиссёрши, если угодно.
Только вот изменения языковых норм не должны стоять во главе угла. Гендерное неравенство проявляется во многих сферах. Одними «профессорками» сыта не будешь, если из-за этого соотношение мужчин и женщин в научной деятельности не изменится.
Существует и более любопытная теория, которая имеет место быть. Особые субкультуры имеют особый язык. Феминативы — это субкультурная норма. Так феминистки и профеминисты отделяют себя от тех, кто их идеологию не разделяет. Тут упор идёт на моду: субкультура отмирает, отомрёт и язык, ей присущий. Но нельзя забывать о том, что феминизм набирает обороты, а слово «авторка» можно услышать от людей, которые просто подхватили его от знакомых и начинают видеть в этом формулу гендерного равенства.
Пока носители и носительницы русского языка относятся с осторожностью к феминативам, даже словарным, — как, например, поэты (-ессы) Анна Ахматова и Марина Цветаева, настаивавшие на том, что они — поэты и не иначе, — французская академия согласилась на их использование в названиях профессий. Во французском языке, как и в русском, существует ряд существительных, обозначающих профессию, которые не имеют формы женского рода: un auteur — автор, un écrivain — писатель, un littérateur — литератор, un peintre — художник.
«… Сегодня во Французской академии признали существование проблемы в том, что касается того, как правильно называть профессии, титулы и должности, когда речь идёт о женщинах» — сообщается на сайте «RFI» на русском языке. Ранее эта же академия выступала против использования феминативов.
Мы провели опрос, в котором приняли участие 73 человека. Результаты таковы:
- На вопрос «Знаете ли вы, что такое феминативы?» 82 процента опрошенных ответили утвердительно;
- На вопрос «Используете ли вы в речи общепринятые феминативы (журналистка, учительница и т. д.)?» утвердительно ответили 57 процентов опрошенных, отрицательно — 38, пять процентов выбрали вариант «Не всегда»;
- На вопрос «Используете ли вы в речи не принятые словарно феминативы (авторка, редакторка и т. д.)?» утвердительно ответили также 57 процентов опрошенных, отрицательно — 19 процентов, 24 процента выбрали вариант «Не всегда».
Что касается допустимости использования современных феминативов, 50 процентов опрошенных высказались за, 26 против, 24 пока не определились с выбором.
Мы предлагаем и вам принять участие в небольшом опросе.
А что дальше? А дальше — неизвестность. Возможно, многие феминативы-неологизмы вскоре уйдут из речи, как это произошло в советский период, а их разнообразие в данный момент — всего лишь очередное модное течение среди фем-сообщества. Или, напротив, начнут возникать в речи людей, далёких от феминизма, будут чаще появляться в журналистских и литературных текстах, в официальных документах и научных работах. На данном этапе каждая вправе решать, называть себя поэтессой, как делают некоторые из современниц, или последовать примеру Ахматовой и, следуя традиции, носить «гордое» звание поэта.