В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/10
Общество
Дружба двух маэстро, театр без актёров и чилаут: Добролюбовка отдала свои площади «пановцам»

Дружба двух маэстро, театр без актёров и чилаут: Добролюбовка отдала свои площади «пановцам»

26.03.2019 18:09Мария АТРОЩЕНКО
В архангельской областной библиотеке имени Добролюбова прошла акция «Художник и сцена», приуроченная к Всемирному дню театра.

Она состояла из трёх событий, каждое из которых по отдельности было уже достойным поводом прийти вечером понедельника в библиотеку.

Сначала в арт-галерее второго этажа Добролюбовки открылась выставка «Фрагмент из жизни Молодёжного театра» — камерное, но уникальное собрание фотографий и сценографии спектаклей «Тёмные аллеи», «Домой», «Яма», «Отравленная туника», Бесприданница»,  На«Золочённые лбы» и «Памяти Высоцкому».

Но, в первую очередь, это экспозиция о крепкой дружбе и плодотворном сотворчестве двух талантливых людей — худрука и хозяина особняка на Логинова, 9 Виктора Панова и художника Бориса Копылова. Худрук Молодёжного даже предоставил для выставки свой портрет, написанный Копыловым в 2002 году.

— Художник говорит: «Пепел», а я говорю: «Чёрный». Я говорю: «Сетка», — а он: «Паутина». Трудно с таким другом дружить! Но я верю, что планеты сами не сталкиваются. Нас с Борисом Ивановичем кто-то встретил, и это очень гордая часть моей жизни, — сказал на открытии выставки Виктор Панов. — С ним работать приятно, но очень тяжело. А легко в искусстве не может быть.

«Портрет Виктора Панова».«Портрет Виктора Панова».

— Тем более, что мы очень контрастные люди, — заметил Борис Копылов, — но я не помню ни одной ситуации, сколько бы сложно ни было, чтобы мы напрягались или ругались.

— Это Борис Иванович сейчас такой тихий, интеллигентный, — добавила актриса Молодёжного театра, председатель регионального отделения СТД России Наталья Малевинская, — а на самом деле — ого-го! Силища немереная!

Интересная деталь: свои эскизы к спектаклям Борис Копылов снабжал рукописными обращениями к режиссёру-соавтору, например: «Витя, мне это решение пространства видится ближе к Хлебникову…». Сегодня эти эскизы — не просто ценные материалы для истории, искусства, но и произведения в эпистолярном жанре.

Представлены на выставке и эскизы к несостоявшемуся проекту — «Гамлету». В сцене знаменитого монолога «Быть или не быть?» художник предлагал опустить занавес из двух половин — чтобы датский принц стоял на стыке чёрного и белого. Это решение в письме к Панову Копылов называл «психологическим».

Разговор о театре художника продолжился — личным прочтением Евгения Шкаева творчества польского режиссёра, сценографа и живописца Тадеуша Кантора. 

Всё началось с того, что в рамках онлайн-марафона «ЧтиТеатр» завпост Молодёжного посоветовал книгу «Театр художника» о творчестве Кантора. Добролюбовка заказала её в фонд, а Шкаева попросила рассказать о польском гении. Евгений Шкаев подошёл к делу ответственно и создал арт-объекты по мотивам сценографии мастера и реплики его произведений. Например, он ухватил любовь польского художника к зонтиками — защитникам души.

— Когда мы, Молодёжный театр, начали гастролировать по Польше, он уже ставил спектакли во Флоренции, — рассказал Евгений Шкаев. — Мы смотрели его спектакли на кассетах, были больны Кантором. Хотя не всё понимали правильно: название спектакля «Пусть сдохнут все актёры» мы перевели как «Да здравствуют актёры!». 

Евгений Шкаев.Евгений Шкаев.

Кантор, действительно, в своё время пришёл к «нулевому театру» и «театру смерти» — отвёл актёров на дальний план и «вывел» на сцену манекенов. И сам выходил на сцену — вести спектакль. Предметы он тоже переосмысливал, упаковывая их.

Завершилась акция уютным концертом «Второе лето подряд» от артистов Молодёжного — Степана Полежаева, Александра Берестеня, Марины Земцовской и Анастасии Хуртай — и приглашённого барабанщика — Павла Варкентина.

Несмотря на голод и усталость после трудного понедельника, расходиться не хотелось. В нашу северную, порой неприглядную весну, нет ничего лучше, чем расслабляющие песни хороших людей про любовь, лето и счастье. Саша, Настя и Степан пели свои песни, причём последний — даже на стихи своих самых близких — мамы и сына. 

Своё выступление они посвятили Виктору Панову, а тот несколько раз повторил своё кредо — не мешать артистам развиваться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.