В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/7
Общество
«Ищут, чем бы надышаться»: как фельдшеры «скорой», работники железной дороги, воспитатели и парни с пилорамы приходят в театр

«Ищут, чем бы надышаться»: как фельдшеры «скорой», работники железной дороги, воспитатели и парни с пилорамы приходят в театр

22.03.2019 16:03Мария АТРОЩЕНКО
В Архангельске и Новодвинске проходит XV областной фестиваль народных театров «Театральные встречи».

В нём принимают участие девять любительских коллективов Поморья. У каждого из них — свой возраст, своя территория и своя история, но любой к сцене — одна на всех. 

Онежский театр был основан в 1955 году, и ему первому был присвоен статус народного. Зато шенкурский театр считается одним из старейших в Архангельской области: своё начало он берёт ещё с конца XIX века, а с присвоения ему народного статуса прошло 45 лет. Виноградовскому «Лику» — 30 лет, и 15 из них он уже народный. Новодвинский театр — гордость региона — единственный в Поморье обладатель звания заслуженного коллектива народного творчества. 15-летний устьянский театр, который сейчас в возрасте подростка, получил статус всего три года назад. Молодёжь «Вариации» из Коряжмы — золотые медалисты Дельфийских игр. Ильинский театр, артисты которого во время церемонии открытия ещё ехали в поезде, — тоже один из старейших: принимал участие ещё в первом фестивале. А ещё есть театры Вельска, Каргополя, Виледи, Мезени…

Представители коллективов-участников фестиваля.Представители коллективов-участников фестиваля.

Первый фестиваль «Театральные встречи» прошёл в Коноше в 1992 году. За эти годы артисты-любители играли спектакли в лютые морозы, когда в гостиничных номерах замерзала вода в стакане, добирались к зрителям через реку на лодке. 

В этом году фестиваль проходит на два города — Архангельск и Новодвинск — при поддержке Российского Дома народного творчества имени Поленова. 

Фестиваль открыли специальные гости — заслуженный коллектив народного творчества «Левый берег» из города Тутаева Ярославской области. Сегодня в «Левом берегу» — почти 50 артистов.

Ярославцы показали на сцене областного Дома народного творчества камерный спектакль «Марьино поле» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева. Её героини — три столетних старухи. Одна из них, Мария, уже помирать собралась, да явился ей муж, убитый на фронте, и сказал, что все советские солдаты не умерли — «смерть облапошили». И пошли старухи на станцию — молодых мужей с войны встречать. 

— Это притча, я эту пьесу называю сказкой для взрослых, — говорит режиссёр и руководитель «Левого берега» Светлана Асафьева. — У нас нет столетних старух, у нас корова настоящая
— в красном сарафане, которая на всех фестивалях берёт призы.

Смерти в этой притче нет. Или, наоборот, все умерли. Ремарки озвучивает голос за сценой, правда, героини порой его не особенно слушаются, так что приходится настойчиво повторять. Корову играет молодая, смачно жующая, девушка. В спектакле находит применение и видеоконтент: бравурные кадры парада в День Победы, отражённые платками трёх вдов, вызывает неоднозначное, горькое чувство. А неподдельные эмоции героинь — слёзы и народная упрямка в голосе — искреннее сопереживание.

Светлана Асафьева.Светлана Асафьева.

Если чего-то в жизни не хватает

«Регион 29» задался вопросом: как становятся самодеятельными артистами, как приходят в народный театр? Каково это — отработать полный день, а потом идти на репетицию? Это как же нужно гореть? Об этом мы поговорили с участниками фестиваля «Театральные встречи».

— Любительский — от слова «любить»: любой любительский коллектив строится на самоотверженных людях, которые влюблены в творчество, — сказала режиссёр театра «Левый берег» Светлана Асафьева. — Они приходят сюда за чем-то, чего в жизни недополучают. У меня есть воспитательница детского сада — Надежда Ивановна Зинченко, — она 25 лет со мной. Мне кажется, она своей жизни не представляет без сцены. Она всегда готова выехать куда-то — оставить внуков, семью. В жизни она воспитательница, а на сцену выходит в арлекиновских костюмах, в перьях в пьесе «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта. В прошлом году мы ездили на фестиваль на Байкал, и она взяла главную женскую роль.

— То есть, люди приходят за исполнением каких-то потаённых желаний?

— Здесь они получают то, чего бы хотели. Бывает, что у меня блистательные актрисы играют каких-то чеховских дам, а когда нужно сыграть, грубо говоря, бомжиху или простую женщину, они уходят из театра, потому что они пришли играть красивых женщин. Есть такая немножко грустная вещь: мне всё-таки кажется, что в театр приходят люди несчастные. У меня в коллективе люди, которые ищут, чем бы надышаться. Я думаю, они приходят в театр дышать.

Наталья Кокунова.Наталья Кокунова.

— Но как и откуда их всё-таки жизнь в театр приводит?

— Всех по-разному. Бывает, приходят от скуки, потом вливаются в коллектив, и каждый что-то своё находит. Кто находит себя в главных ролях. А есть люди, — например, Светлана Червякова: она 15 лет играет в массовке, — но она не уходит из театра и вряд ли когда-нибудь уйдёт. Она работает фельдшером на «скорой помощи», ей всё время приходится отпрашиваться, чтобы с нами ездить. 

Вот железная дорога у нас ходит — Антоша Мухин. Он не играет в этом спектакле, но приехал вместе с нами, чтобы поддержать. Он женился, и супруга запретила ему играть. Он год был без нас, и, не поверите, — развёлся. И опять в театре. Он у нас лет десять. А когда пришёл студентом, я после первых репетиций так плакала: «У мальчика ничего не получается, как мне ему сказать?». А теперь ведь главные роли играет и берёт награды.

Артём Ефимов — оператор в местном ДК, он очень хорошо поёт. В новом спектакле «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова, который мы специально поставили к Году театра, он поёт 11 песен живьём.

Наташа Кокунова (это она корову играла) пришла ко мне в шесть лет, когда училась в детском саду. Мы повезли её в Санкт-Петербург, и она сразу взяла «Лучшую женскую роль». А сейчас она заканчивает одиннадцатый класс, на следующий год уедет поступать.

Людмила Фадеева.Людмила Фадеева.

Газетчики, педагоги и простые парни

В шенкурском народном театре сегодня — 16 человек от 18 до 66. И они тоже попали на любительскую сцену по-своему. Художник-постановщик коллектива Людмила Фадеева в театре уже 25 лет, и 13 из них пробыла режиссёром. На фестиваль шенкуряне тоже привезли спектакль о своём призвании — постановку «Актёрское счастье ждать не любит» по пьесе Владимира Горбаня о бродячих артистах.

— Иногда люди приходят на наши спектакли и загораются, — рассказала Людмила Фадеева. — Например, начинающая актриса Татьяна Мотовилова целый год просто ходила к нам на репетиции. Я даже не знала, что это за девушка, думала, что чья-то подружка. И сейчас она у нас играет уже три года, чувствуется её актёрский рост. В прошлом году к нам пришла совсем молодая девчонка 17 лет — Алёна Леонтьева. В этом спектакле у неё первая большая роль, она впервые на фестивале. У нас есть работники районной газеты, педагоги, просто парни, которые работают на пилораме.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.