В одной из больниц Архангельска отравились дети
1/9
Общество
Глаза Индии, философия Гималаев и льдов: в архангельском музее ИЗО открылась выставка «Рерих. Восток»

Глаза Индии, философия Гималаев и льдов: в архангельском музее ИЗО открылась выставка «Рерих. Восток»

21.03.2019 14:30Мария АТРОЩЕНКО
Вернисаж философских пейзажей Рериха-отца и чарующих портретов Рериха-сына прошёл в архангельском музее изобразительных искусств 20 марта.

Название «Рерих. Восток» может на секунду сбить с толку: Рерих, а не Рерихи. Впрочем, фамилия художников, по словам заведующей отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зои Кулешовой, становится уже философским понятием. Говорим Рерих, подразумеваем — Восток.

Но как же тогда на выставке образов Востока нашлось место художнику вечных льдов — Александру Борисову? Ларчик просто открывался.

— И духовная, и творческая связь между Николаем Рерихом и Александром Борисовым существовала, благодаря их выдающемуся наставнику Архипу Куинджи. В 1894 году они оба оказались у него в мастерской, и у этого гения света, философского и космического мышления они постигали азы художественного творчества, — объяснила Зоя Кулешова. — На выставке Куинджи, которая сейчас проходила в Москве, в аннотации написано, что он считается первым художником русского космизма, так же, как и его ученики — Николай Рерих, Александр Борисов и Константин Богаевский. Арктика и льды Борисова не менее загадочны, чем Восток и Гималаи Рериха. 

«Льды на Новой Земле», Александр Борисов.«Льды на Новой Земле», Александр Борисов.

В начале 1980-х, когда выставка Николая и Святослава Рерихов впервые проходила в Архангельске, к музею выстраивались очереди. Тогда зрители впервые и во многом благодаря Рерихам открывали для себя Восток и прекрасные, непостижимые Гималаи.

— Теперь, когда мир так открыт для людей, когда мы путешествуем от Тайланда до Мексики, для многих, может, и Гималаи уже не такая тайна, — заметила Зоя Кулешова. — Но, с другой стороны, мне кажется, если ты был в этих горах, колоссальных по размерам и духовному наполнению, снова погрузиться в эту атмосферу ещё интереснее.

Зоя Кулешова.Зоя Кулешова.

На вернисаже выставке выступил ансамбль индийского танца «Зиндеги» — Елена Поликарпова и её ученицы. Гостей открытия выставки, состоявшейся благодаря поддержке регионального минкульта, поприветствовала министр культуры Архангельской области Вероника Яничек.

— У японцев есть такой постулат: «Самый лучший день в жизни — это сегодня», — сказала она. — Думаю, что эту позицию разделяют люди, которые умеют наполнить свою жизнь гармонией и красотой. Именно эти ценности проповедовала семья Рерихов. Они считали, что гармония и красота — это основа эволюции души человека. Святослав Николаевич как раз говорил о том, что принести самое лучшее в дар человечеству можно, улучшив себя. Дорогие друзья, я призываю всех незамедлительно этим заняться.

Вероника Яничек.Вероника Яничек.

 Выставка стала результатом годичной работы и плодотворного сотрудничества с Государственным музеем Востока. 

— Очень приятно, что впервые за 30 лет рериховские полотна достигли северных широт, — сказала на вернисаже старший научный сотрудник музея Востока Лариса Келим. — Север имел большое значение в жизни и творчестве семьи Рерихов. И пусть не здесь, а в Карелии, но пребывание на Севере для Николая Рериха стало очень значительным периодом преображения и в душе, и в жизни. Именно здесь, на Севере, окончательно утвердилось его устремление на Восток.

«Книга жизни».«Книга жизни».

На выставке представлены по преимуществу работы 1930-1940-х годов. В это время семья Рерихов после знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции уже осела в Индии.

— Это был очень плодотворный период как для Николая Рериха, так и для его сына Святослава, — отметила Лариса Келим. — Мне кажется, нет больше такого художника, который бы создал такое количество горных шедевров. И никогда горы на картинах не несли такую особую образную философскую нагрузку. Николай Рерих оставил целую антологию тонких состояний природы и одновременно возвышенных состояний души человеческой. Многие пытаются повторить эти этюды Рериха, но ничего не получается.

Лариса Келим.Лариса Келим.

По словам Ларисы Келим, величие гималайских пейзажей Николая Рериха открывается в их многообразии: из одной только Центрально-Азиатской экспедиции он привёз 500 картин, и остальные создал по памяти и по фотографиям. Ему достаточно было взглянуть на чёрно-белое изображение Гималаев, чтобы восстановить в памяти не повторяющуюся, каждый раз уникальную игру света и цвета.

— Это не просто пейзажи, это его личное предстояние перед высшим, его духовный опыт, — подчеркнула старший научный сотрудник.

«Похитители огня».«Похитители огня».

В некоторых своих картинах, по словам хранителя фонда творчества Рерихов в музее Востока Сергея Фролова, художник-отец выразил своё жизненное кредо и символы. Одно из таких символических посланий — «Похитители огня». Четыре согнувшихся фигурки идут друг за другом, а горные хребты у них за спинами похожи на угли в костре.

— В образах четырёх фигур, несущих свет из глубин земли, символически запечатлены четыре члена семьи Рерихов, — открыл секрет Сергей Фролов.

Святослав Рерих писал портреты своих соседей в долине Кулу и людей из прошлой, европейской жизни. На двух портретах — Кетрин Кэмпбелл-Стиббе, большой друг и меценат семьи Рерихов. На раннем портрете Святослав изобразил её молодой и прекрасной, в красивом полосатом платье. А на более позднем и камерном — зрелой женщиной, перенёсшей смерть сына на войне.

— Они со Святославом сохранили дружбу до самого конца, хотя жили по разные стороны Тихого океана: она в Америке, он уже в Индии, — рассказал Сергей Фролов.

«Портрет госпожи Кэмпбелл в полосатом платье».«Портрет госпожи Кэмпбелл в полосатом платье».

Госпоже Кэмпбелл-Стиббе можно сказать «спасибо» за выставку Рерихов в Архангельске. Как рассказала Лариса Келим, у неё, как у доверенного лица и помощницы в организации выставок художников, накопилась огромная коллекция работ Рерихов. Часть из них она передала в Нью-Йорк, а часть — в Советский союз. Так что именно с неё, по сути, началось рериховское наследие в музее Востока, фонды которого сегодня открылись архангельскому зрителю.

Портреты жителей долины Кулу, написанные Святославом Рерихом в 1970-е годы, очаровывают красотой и буйством красок. За прекрасными карими, с ослепительными белками, глазами индианок Лакшми и Джайяммы как будто — вся Индия.

Индийские красавицы. В центре — Рошан Ваджифдар.Индийские красавицы. В центре — Рошан Ваджифдар.

Одной из моделей художника-сына стала известная танцовщица Рошан Ваджифдар. Изысканная красавица могла подолгу сохранять одну и ту же позу, что Рерих-младший, как портретист, наверняка ценил.

— А этот очень красивый мужчина на картине «Пуджари» — участник праздника в долине Кулу. Пуджа — это некое священнодействие, нечто вроде службы, — рассказал Сергей Фролов. — В Индии, конечно, она проходит не так строго, как в наших храмах, — веселее.

«Пуджари».«Пуджари».

Архангельские музейщики надеются, что выставка привлечёт внимательных и вдумчивых зрителей, которые смогут увидеть всю неповторимую красоту Гималаев и уйдут наполненными каким-то философским осмыслением жизни.

Экспозиция будет открыта в музее ИЗО до 3 июня.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.