6 марта в морском порту Архангельск пришвартовался лихтеровоз «Севморпуть» — единственное на сегодняшний день в мире действующее грузовое судно с ядерной силовой установкой. Уникальный корабль, введённый в строй в 1988 году, через 19 лет эксплуатации на долгие годы прописался у причала, а в 2013 пережил «клиническую смерть» — остановку реактора. Но спустя полгода было принято решение, что уникальный лихтеровоз, способный следовать во льдах толщиной до метра, ещё послужит на благо северного завоза и развития Арктики. Обновление и модернизация «Севморпути» заняли три года, и в 2016 судно вышло в свой второй «первый» рейс — на остров Котельный. Спустя два года лихтеровоз добрался до Архангельска.
Процесс его швартовки занял около шести часов. Причина тому — впечатляющие размеры «Севморпути». Длина судна — 260 метров, ширина — 32. Осадка корабля — 11,8 метра, что на два с половиной метра превышает допустимую осадку для судов в порту «Экономия». Из-за всех этих внушительных цифр подготовка к заходу в Архангельск была основательной. Предприятие «Атомфлот», которому принадлежит атомоход, ещё в 2018 году создало виртуальную модель судна, чтобы на тренажёре отработать пробную проводку судна к погрузочно-разгрузочному району порта. Кроме того, сейчас судно заходило в порт пустым, а погрузят в него только около 7000 тонн груза — цифра внушительная, только если не знать, что «Севморпуть» может принять на борт больше 30 тысяч тонн.
Немного истории и технических подробностей
Благословенные 60-е. Учёные и инженеры, впечатлённые потенциалом мирного атома, пытаются впихнуть ядерные реакторы буквально во всё, что может передвигаться. Проектируются самолёты, поезда и даже дирижабли с подобными «пламенными моторами». Но прижиться ЯСУ смогли только на флоте, причём даже гражданском: в СССР со стапелей сходят атомные ледоколы, а страны Запада экспериментируют с грузовыми судами. В 1962 году США начинают эксплуатацию сухогруза «Саванна» (прекращена в 1970 по экономическим причинам), в 1968 запущен реактор на немецком судне «Отто Ган» (спустя 11 лет ЯСУ заменили на дизели). Развлекалась с атомом и Япония, но судно «Муцу» так и не выполнило ни одного коммерческого рейса.
Разработка же «Севморпути» началась в Ленинградском ЦКБ «Балтсудпроект» в середине 70-х годов. Заказ пришёл от правительства СССР, большую заинтересованность в судне имело минобороны — в разгар Холодной войны ведомству было необходимо ледокольно-транспортное судно, способное обеспечить военную инфраструктуру «красной» Арктики. В 1978 проект был готов, в 1984 судно заложили в Керчи, в 1986 году спустили на воду. В 1988 «Севморпуть» ввели в эксплуатацию. В планах была постройка ещё одного судна по данному проекту, но лихтеровоз так и остался единственным в своём роде.
Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Затем до 2007 года обеспечивал грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск.
Экскурсия по кораблю
Капитан атомного лихтеровоза «Севморпуть» Фарид Габбасов встречает журналистов на ходовом мостике корабля, ширина которого около тридцати метров — другими словами, на нём поместился бы синий кит. На часах около 10, судно под погрузкой — на борт «со вчера» приняли уже около 400 тонн. Когда же она будет завершена, капитан точно не знает.
— Это порт скажет, сколько мы тут простоим. Грозят за десять суток «закидать» нас. Груз разнородный, поэтому есть нюансы. Если бы были контейнеры, то было бы проще. Обычно в Мурманске контейнеры грузили по три-четыре дня, выгружали — за полутора суток, — рассказывает Фарид Габбасов.
Паллетированный груз, контейнеры и техника, что поднимаются на борт, отправятся к месторождению «Утреннее», расположенному на Гыданском полуострове в Обской губе. «Севморпуть» таким образом внесёт свой вклад в развитие проекта «Арктик СПГ 2». Выгружать «добро» будут прямо на лёд — в уникальной операции грузовому судну поможет атомный ледоход «Вайгач», что подготовит канал для подхода лихтеровоза к ледовой площадке.
Отметим, что генеральный груз — не специализация «Севморпути». Атомоход способен перевозить контейнеры (до 1300 штук) и лихтеры (более 70 по 300 тонн каждый) — небольшие несамоходные баржи, которые судно может специальным П-образным краном грузоподъёмностью 500 тонн спускать на воду с кормы. Для этого кораблю не надо швартоваться или подходить близко к берегу — до пункта назначения лихтеры тащат буксиры.
Выходим из рубки на свежий воздух. На высоте (от киля до вершины мостика 57 метров) задувает, весенний снег бьёт в лицо. С ограждения мостика открывается захватывающий вид на грузовые трюмы судна — их шесть, каждый может по высоте вместить пятиэтажный дом.
Дальнейший наш маршрут лежит в центральный пост управления, где персонал следит за работой водо-водяного ядерного реактора КЛТ-40. По пути туда идём через коридор длиной более 200 метров. Где-то за его стенами бассейн, спортзалы, кинозал.
В ЦПУ — большое табло, по которому разбросаны зелёные огни, пульты и мониторы. За ними дежурят шесть человека. Всего же на смене их 12 — часть персонала занимаются пешим патрулированием: следит за реактором и силовой установкой в непосредственной близости от них.
Благодаря силе атома, «Севморпуть» может находится в плавании неограниченное количество времени — ну или на сколько хватит сил у 59 членов экипажа. Мощность ЯСУ — 40 тысяч лошадиных сил. Все контуры системы герметичны, что позволяет избежать радиационного загрязнения. На случай отказа главной энергетической установки атомоход оборудован котлом аварийного хода, который работает на дизельном топливе.
Краткий заход на корму — с неё видно буксир, что «заталкивал» атомоход к причалу — и опять через бесконечный коридор, но уже не на мостик, а к трапу. Экскурсия закончена. Вышедший проводить представителей СМИ Фарид Габбасов сетует, что даже не напоил гостей кофе. «Значит, мы к вам ещё вернёмся», — отвечает кто-то из журналистов. Капитан с улыбкой кивает.
В заключение
В апреле атомоход «Севморпуть» совершит ещё один рейс из Архангельска, опять же на месторождение «Утреннее». В планах — ещё два рейса по СМП, но уже с рыбой.
— Прибытие контейнеровоза «Севморпуть», безусловно, важнейшее событие для Архангельска. Город вновь подтверждает свой статус ключевого транспортного узла для снабжения Арктики крупногабаритными грузами. Перед нами открывается возможность накапливать крупные партии грузов для их отправки во все без исключения арктические территории. Это сигнал для судовладельцев, что Архангельский морской порт способен успешно обрабатывать суда больших размеров, «прокладывая дорогу» для организации новых судозаходов, — прокомментировал значимое для портовой жизни Архангельска событие губернатор региона Игорь Орлов.