В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/12
Общество
Три музея-юбиляра Поморья собрали вместе свои сокровища

Три музея-юбиляра Поморья собрали вместе свои сокровища

17.02.2019 11:47Мария АТРОЩЕНКО
Грандиозная экспозиция «Раритетные коллекции Архангельской области» открылся в четырёх залах Гостиных дворов 15 февраля.

Выставочный проект открыл череду праздничных мероприятий, посвящённых столетним юбилеям сразу трёх музеев региона — Каргопольского историко-архитектурного и художественного, Сольвычегодского историко-художественного и Вельского краеведческого имени Василия Кулакова.

Такого раньше в Поморье не было, чтобы три региональных музейных центра объединили в одном месте более 250 раритетов из своих коллекций — иконы, рукописные и старопечатные книги, драгоценную церковную и деревянную домашнюю утварь, костюмы и золотное шитьё родом из XVII, XVIII, XIX и начала ХХ веков.

— Эта выставка — это старт празднования столетия музеев Каргополя, Вельска и Сольвычегодска, — отметил на открытии выставки заместитель губернатора Архангельской области по социальным вопросам Артём Вахрушев. — Готовиться мы начали заранее — в 2017 году, и на эти цели из областного бюджета было выделено порядка 100 миллионов рублей.

Артём Вахрушев.Артём Вахрушев.

Почетными гостями и одновременно хозяевами на открытии стали директора трёх музеев-юбиляров — Лидия Севастьянова из Каргополя, Галина Верёвкина из Вельска и Максим Черных из Сольвычегодска. Они поблагодарили Гостиные дворы за гостеприимство.

Сто лет для музея — намного меньше, чем для человека — не долгая жизнь, а лишь её часть. Но и за это время, отметила Галина Верёвкина, музей может измениться до неузнаваемости.

— Сто лет назад Вельский краеведческий музей — это 1050 экспонатов, два сотрудника — директор и техничка, — и никакой постоянной прописки. А сегодня у нас пять зданий в центре города, штат в 20 человек и почти 30 тысяч единиц хранения, — рассказала она. — Без бескорыстного труда наших предшественников, основанного исключительно на энтузиазме и любви к своей малой родине, ни один из наших провинциальных музеев сегодня бы не состоялся.

Галина Верёвкина.Галина Верёвкина.

Вельский музей представил на выставке предметы крестьянского быта Вологодской губернии — ведь именно ей в конце XIX — начале XX века принадлежал Вельский уезд. Детская коляска и зыбка (то же, что колыбель или люлька) попали в коллекцию благодаря самому основателю музея Василию Кулакову, тоже крестьянину по происхождению. 

Лубочные картинки, созданные не ранее 1857 года, поражают современностью: это же прародители карикатур и агитпропа! Названия «Казнь лихоимцев», «Денежный диавол» и «Старик на коленях у молодой» остаются актуальными и сегодня. Всего в коллекции музея — более 50 таких народных картинок религиозно-нравственного, военного и исторического содержания.

Каргопольский музей привёз в Архангельск значительную часть своей богатейшей коллекции традиционного костюма и орнаментальной вышивки. Золотные платки, пояса «со словесами», «покосные» рубахи с вышивкой (на жатву — как на праздник!), тесьма с бахромой — каргопольские красавицы в XIX веке одевались, что надо. 

Приданное собирали с семи лет, рассказывают сотрудницы музея. Золотные платки, которые делали на заказ, могли себе позволить, естественно, только зажиточные молодые женщины: их носили после замужества с кокошниками с жемчугами. А чтобы выглядеть полнее — худая работать не сможет, — девушки носили юбки-подподольницы.

В конце XIX века, рассказывают музейщики, в Каргопольском уезде Олонецкой губернии получило широкое распространение скрытничество — радикальное ответвление старообрядчества. Его последователи верили, что мир во власти Антихриста и что от него надо спасаться бегством. 

На память об этих временах в Каргопольском музее остались старообрядческие иконы (например, резная доска «Голгофский крест под сенью храма»), рукописные книги, богослужебные и заупокойные сборники. Также в экспозицию вошла икона с изображением особо почитаемого в Каргополье преподобного Александра Ошевенского из часовни святого великомученика Георгия Победоносца из деревни Низ Олонецкой губернии.

Из Сольвычегодска в Архангельск прибыли шедевры древнерусского искусства, выполненные лучшими иконописцами по заказу династии купцов Строгановых, а также лицевое шитьё, серебро и деревянная скульптура. Икона «Троица Ветхозаветная» — родом из конца XVI века. А напрестольное Евангелие 1681 года в дар сольвычегодскому Борисоглебскому монастырю передали цари Иоанн и Пётр Алексеевичи и царевна Софья.

На выставке со всеми этими древностями уживается и современный видодеоконтент. Григорий Чухин и Татьяна Бородина создали своеобразный документальный кинотриптих — «Три столетия музеев: Вельск, Каргополь, Сольвычегодск», — который можно посмотреть в Гостинках.

Празднование же трёх юбилеев только начинается. Вельский краеведческий готовится к историческому балу, Сольвычегодский — планирует начать добывать железо на глазах у посетителей в «Усольской домнице», Каргопольский — создать экспозицию, посвящённую местному купечеству и первому правителю Русской Америки Александру Баранову. В год общего столетия в музеях собираются открыть 11 выставок.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.