В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Культовые мелодии из «боевичков» и «игрушек»: меломанам Архангельска представили музыкальный экскурс в историю видеоигр

Культовые мелодии из «боевичков» и «игрушек»: меломанам Архангельска представили музыкальный экскурс в историю видеоигр

05.02.2019 13:07
В столице Поморья прошёл музыкальный перформанс «CyberSound. Академическая трансформация или возвращение к легендам».

Идеологом проекта выступил скрипач Армен Вартанян. Вместе со своими единомышленниками из Поморской филармонии он представил на одной сцене музыку, видео и истории, посвящённые той части индустрии развлечений, чей объём рынка в 2018 году составил почти 135 миллиардов долларов.

Амбиции и популярность видеоигр можно подчеркнуть и другими цифрами — за первые три дня после выхода в октябре 2018 года экшен в открытом мире Red Dead Redemption 2 заработал 725 миллионов долларов. Для сравнения — фильм «Мстители: Война Бесконечности» в первый уик-энд проката собрал «всего» 640 с половиной миллионов.

Идея подобных концертов, в том числе и для России, не нова. Например, коллектив «Живой Арканум», исполняющий музыку из видеоигр, действует с 2008 года. Кроме того, в 2018 году в разных городах РФ с концертами выступил японский дирижёр Кенити Симура, возглавляющий проект Game Symphony Japan. Другими словами, классическая музыка и видеоигры дружат уже давно, и этими двумя примерами дело не ограничивается.

Идея выступить перед архангельской публикой возникла у Армена Вартаняна после того, как он обнаружил в интернете ноты к одной из композиций.

Армен Вартанян (в центре).Армен Вартанян (в центре).

— Подобные находки — это редкость. Сейчас для видеоигр композиторы в основном пишут музыку в «компьютер», не задумываясь о нотах. Энтузиастам приходится самостоятельно подбирать их, определять, что за инструменты и как играют. Это сложный процесс, — рассказал Армен Вартанян.

Перформанс, местом проведения которого стала Добролюбовка, вызвал у публики большой интерес. Практически все места в зале были заполнены слушателями разных возрастов — от молодёжи до меломанов с сединой в волосах.

Начался проект с лекционной части. Армен Вартанян постарался донести до слушателей некоторые аспекты истории индустрии. Но получилось не идеально — в части моментов лектор путался, в некоторых — неверно расставлял акценты. Кроме того, экскурс оборвался задолго до современности — примерно на 1994 году с появлением на рынке игровой приставки PlayStation.

Со сцены же прозвучали музыкальные произведения из более чем десятка игр. Среди них — культовые темы из Super Mario Bros, Legend of Zelda: Ocarina of Time, The Elder Scrolls III: Morrowind.

По словам скрипача, играли в основном те композиции, ноты для которых удалось обнаружить. Но и без личных предпочтений не обошлось — к таковым он отнёс мелодии из игры про водопроводчика Марио и музыку из приключений синего ежа Соника.

Выступление музыкантов предварял краткий рассказ о каждой видеоигре (довольно поверхностный и без деталей, которые могли бы вызвать интерес у далёкой от игр публики), сопровождала же музыку демонстрация кадров из «обыгранных» интерактивных развлечений. В последнем случае без накладок не обошлось — так вместо пейзажей вулканического острова Вварфенделл и тёмных эльфов из «Морровинда» на экране фигурировал некий угловатый мужчина с волчьей головой.

Казалось, что публике, пришедшей на перформанс, куда интереснее именно музыка, чем все эти разговоры об «игрушках» и «боевичках» (классификация видеоигр от Армена Вартаняна). Слушатели с улыбкой воспринимали описания геймплея и сюжетных подробностей ролевых игр, стратегий и платформеров — смех, например, вызвала популярность тропа про «спасение принцессы».

Закончился концерт овацией и даже одобрительными криками. Вышли музыканты и на бис — тему из мультфильма/видеоигры «Чип и Дейл» публика опять же встретила восторгом.

— Первый опыт, конечно, не без косяков, всякое бывает. Но мне кажется, людям понравилось — это здорово, — резюмировал итоги выступления Армен Вартянян.

В планах у музыкантов продолжить развитие проекта.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.