Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
Общество
Плохая и хорошая копипаста: на семинаре в САФУ обсудили проблему заимствования в научных работах

Плохая и хорошая копипаста: на семинаре в САФУ обсудили проблему заимствования в научных работах

25.12.2018 12:35
С докладом выступил исполнительный директор компании «Антиплагиат» Юрий Чехович.

По словам сотрудников университета, визит можно назвать знаковым — это дебютное посещение представителем компании Архангельска. В свою очередь, спикер отметил, что ему впервые предоставилась возможность «выступить с презентацией настолько близко к Северному полюсу». Обозначив своё кредо — работу с проблемой copy-paste («копировать — вставить») — Юрий Чехович начал выступление.

Начало: человек и интернет

Открылась презентация вводной информации. По мнению докладчика, общество оказалось не готово к широкому проникновению информационных технологий в нашу жизнь. Доступ к невероятным объёмам данных родил чувство вседозволенности: стало очень легко копировать чужие тексты и брать их в работу. Понимание, что это неправильно, так до конца и не сформировалось.

Авторы Антиплагиата начали свои исследования в 2005 году. По словам докладчика, в результате изучения дипломных работ в ряде московских вузов — обычным поисковиком, без специального программного обеспечения — выяснилось, что две трети работ легко найти в сети. Иногда работы различались только «титульниками», иногда создавалось впечатление, что при копировании их даже не читали — ошибки кочевали из работы в работу. Как отметил Юрий Чехович, в дальнейшем ситуация не сильно изменилась — в 2009 году треть опрошенных студентов ГУ-ВШЭ называли копирование работ из интернета распространённой практикой.

В завершении этого блока докладчик сформулировал современное положение вещей: сделать научную работу сейчас проще, чем обнаружить в ней плагиат.

Как работает Антиплагиат/как с ним работают на местах

По большому счёту, программа, которая ищет заимствования в текстах — это обычный поисковик. Только в качестве запроса не одно слово или предложение, а десятки или сотни страниц текста. В результате — интерактивный отчёт по тексту с выделенными источниками информации.

Перед тем, как Антиплагиат стал нормой при проверке различных научных трудов в вузах, прошло около десяти лет. Сейчас его используют более 160 университетов и академических структур из России, Белоруссии, Казахстана и Киргизстана. Как выразился автор сообщения, «вишенкой на торте» борьбы с плагиатом стал изменения в федеральном законе о рекламе, запрещающие, собственно, рекламу услуг по написанию выпускных работ.

Юрий Чехович.Юрий Чехович.

В настоящее время система используется всё активнее, но порой чересчур своеобразно. Чаще всего единственный критерий по которому оценивается работа — допустимый процент оригинальности (почему это не самая лучший подход — будет ниже). Экспертная работа, которая определяет, является заимствование допустимым/недопустимым (об этом тоже чуть ниже) — порой отсутствует. Кроме того, проверяющие иногда просто боятся взять на себя ответственность и принять решение о «честности работы» — по выражению Юрия Чеховича, они действуют как биороботы, сравнивая процент оригинальности в работе с «методичками» вуза. Ещё одно замечание — у автора всегда должна быть возможность для апелляции или объяснения своих поступков.

Отдельное нарушение — порой проверка работы делегируется самому автору. «Психбольница не может быть в руках пациентов» — кратко «ответил» на эту практику эксперт.

Дифференциация грехов на «малые» и «великие» и почему отсутствие заимствований, наоборот, иногда плохо

Главная цель эксперта при работе со статьей/дипломом/диссертацией — это не определение объёма заимствований, а оценка их правомерности. Современные научные работы без них обойтись практически не могут. По мнению автора презентации, научный труд без заимствований ВООБЩЕ, чаще всего говорит о двух вещах: либо это высокоинтеллектуальный бред, либо автор труда просто лентяй и не удосужился хорошо изучить вопрос.

В идеале, все заимствования в научной работе должны быть правомерными — читатель, понимая, что видит заимствование также видит и откуда оно. Изъяном же в этой идиллической картине может быть необнаружение «зрителем» ссылки на источник информации. Это «малый грех» — порой некие прописные истины просто не маркируются авторами. Такие работы преподаватель может направить на доработку.

Совершенно иная история с «великим грехом» — неправомерными заимствованиями. Они подразумевает намеренное введение читателя в заблуждение касательно настоящего автора текста. Подобная практика — повод для серьезных дисциплинарных взысканий.

О важности дифференцированного подхода

При оценивании на плагиат экспертам всегда стоит держать в голове вид работы и её научную сферу. Так, к статьям применим «объемный» подход — как-никак они должны содержать новое научное знание. Другое дело ВКР — критерии касательно количества заимствований неприменимы. Их в тексте может быть много, особенно если это ссылки на свои научные труды. Что касается диссертации, то объемный критерии снова мимо. В данном случае насторожить должна большая оригинальность работы — где отсылки на другие материалы автора по теме?

Если статья обзорная, то большой объем заимствований — дело вполне себе нормальное. Ну, а если изыскание касается гуманитарной сферы (филология, история и т. д.) — то опять же большое количество цитат не должно вызывать негативных ассоциаций. Отдельная история — юриспруденция. При изучении работ, ей посвященных, законы и нормативные акты из оцениваемого текста можно исключить.

Как обмануть антиплагиат и почему это не сработает

Что касается популярных способов обхода системы, автор презентации остановился на нескольких. Если студент введёт в свою работу невидимый текст — то она его увидит и подсветит. Если текст будет перефразирован, то Антиплагиат это тоже заметит и обозначит. По словам Юрия Чеховича, он буквально переведёт текст с русского на русский.

Что касается более традиционного перевода — например, с английского на русский, то научной работой, которая представляет собой буквальное переложение на другой язык, систему обмануть не выйдет. Не сработает и попытка использовать в качестве своего оригинального труда материала с википедии, всё ещё не переведённого на русский язык.

Вместо эпилога

Можно сказать, что Антиплагиат — система не страшная, лояльная к авторам научных статей, «разумная» (при ответственном использовании). Обмануть её сложно и с каждым годом это сделать становится всё сложнее.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.