На дорогах Поморья за сутки погиб один человек и пострадали ещё семеро
Общество
Олег Мишуков — о транспортных переправах в Поморье

Олег Мишуков — о транспортных переправах в Поморье

22.12.2018 12:30
В эфире передачи «Открытый регион» — замминистра транспорта Архангельской области Олег Мишуков.

- Это программа "Открытый регион", всем добрый вечер. Сегодня для вас программу проведем мы - Анна Резанова и Алексей Шемякин.

- Аня, ты знаешь, что актуально в любое время года, в любую погоду - так это транспортный вопрос. Сейчас вроде как зима устаканилась, начинают открываться переправы, предлагаю поговорить сегодня именно об этом, ну и обо всем, что связано с водным транспортом.

- Да, тем более, что гость по этому поводу у нас уже в студии - заместитель министра транспорта Архангельской области Олег Мишуков. Олег Владимирович, добрый вечер.

- Добрый вечер.

- Буквально вчера открыли первую транспортную переправу в Мезени, там уже действуют и пешие. Кто следующие на очереди? Сколько всего будет переправ и сколько средств выделяется на это из бюджета?

- В текущем году планируем перестроить 45 ледовых переправ. В рамках дорожного фонда предусмотрено на это 38 миллионов рублей. Как Вы верно отметили, сейчас действуют пешие переправы, но к концу года мы думаем, что у нас начнут уже функционировать и автомобильные переправы.

- Показателен, например, случай в Верхнетоемском районе - ситуация с обеспечением ледовой переправы через Северную Двину в районе поселка Зеленник стала поводом для вмешательства губернатора. Предприятие, которое обустраивало переправу, прекратило работу. Деньги на решение вопроса приходится выделять из резервного фонда регионального правительства. А реально в этой сфере сегодня отказаться от частных компаний?

- Да, безусловно. Я бы хотел ответить, что у нас, в соответствии с федеральным законодательством, разграничивают полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти. Что касается Зеленника, то полномочия уже органов местного самоуправления. Благодаря частным инвесторам эта переправа функционировала. Когда предприятие обанкротилось, тогда прекратило обустраивать ледовую переправу. И, можно сказать, что муниципальное образование осталось с этой проблемой один на один. Оно не было готово к обеспечению ледовой переправы. Нами было принято решение по поручению губернатора выделить деньги на эту задачу из текущего фонда правительства, практически полтора миллиона рублей на условиях софинансирования с муниципальным образованием.

-  Если Вы помните, Олег Владимирович, мы с Вами жестко так поговорили по поводу автобусных перевозок несколько лет назад. Сейчас ситуация меняется. Это признают практически все. Когда мы начнем подтягивать бизнес к вопросу нашего водного обеспечения территорий для того, чтобы и в этом отношении все как-то наладилось?

- Мы создали для малого и среднего бизнеса такие условия, чтобы им было интересно инвестировать в эту сферу деятельности. Мы пошли по аналогичному пути в сфере водного транспорта. По моей инициативе был разработан областной закон об организации транспортного обслуживания населения водным транспортом. Он был принят в июле текущего года. А 15 ноября вступил в силу. То есть, в навигацию 2019 года мы должны будем зайти уже с новым законодательством. Мы рассматриваем вопросы заключения, как раз, долгосрочных контрактов. Для того, чтобы инвестор приобретал новые транспортные средства, ему необходим видеть перспективу развития своего бизнеса.

- А в этом законе, на сколько лет подразумевается заключать контракт?

- Мы предусматриваем и планируем до 7 лет.

- Хочу еще спросить по поводу самого транспорта. Будет ли как-то отслеживаться, какой лучше пускать по размеру водный транспорт?

- Мы учитываем пассажиропоток, который на сегодняшний день есть. Тут еще отдельный вопрос доступности в период ледохода и ледостава. Это тоже большая проблема нашего региона.

- Прошлой зимой мы получили суда ледового класса, производство Татарстан, чтобы эти суда работали вместо буксиров в Архангельске . Но - обкатку в наших условиях эти чудо-корабли не прошли, хотя мы вот-вот ждали их выхода на линию. Что же произошло и закончится ли когда-нибудь перевозка людей на непассажирских буксирах?

- Муниципальное образование в конце прошлого года заключили контракт, были испытания этих судов, но, учитывая наши погодные условия, так же условия в период ледохода и ледостава, данные суда, к сожалению, не подошли для безопасной перевозки пассажиров. По соглашению сторон контракт был расторгнут. Нам вернули аванс, который был уже заплачен. На сегодняшний день подходящих судов в РФ нет. На данный момент мы с муниципальным образованием город Архангельск ведем такую работу с Санкт-Петербургским институтом. Соответственно, мы бы хотели, чтобы были разработаны проекты ледовых судов именно для Архангельской области. Эту проектную документацию мы, безусловно, будем согласовывать с речным, морским регистрами, с капитаном порта, с метеорологами. Чтобы ситуация не повторилась.

- Перспектива появления таких судов – это сколько лет?

- Если брать по срокам строительства судов – минимум два года. Если появится вариант приобретения судов у инвесторов, то мы рассмотрим такие предложения.

- Хочу заметить, что этот транспортный вопрос очень важен не только для жителей Кегострово, но и для Онеги. Там работают 2 судна уже морально устаревших, осенью жителям вовсе пришлось пользоваться частными лодками, чтобы переправиться на другой берег. Из-за ремонта сломавшегося судна. История вопроса - в нашем сюжете, а после попытаемся понять, что спасет онежан.

Больше похоже на эвакуацию людей. Но это увы - типичная для Онеги картина пассажирских речных перевозок. Вместо теплохода - аэросани, которые всех желающих не вмещают, и людям приходится стоять на берегу в очереди. Хуже того - некоторые жители левобережья теряют работу в городе из-за нестабильного графика переправы.

- Вот сейчас у меня ситуация такая, что мне некуда пойти,  я живу на улице можно сказать, у меня нет ничего. Прихожу в администрацию, к Вепреву подхожу, он сидит ничего не делает и ерунду говорит какую-то, кормит завтраками, - говорит житель Поньги Пётр Воронин.

Эмоции жители онежского левобережья устали сдерживать. Эпопея с речными перевозками длится уже десять лет. Вот, в августе 2010-го судно "Заря" затонуло, ударившись о затопленную баржу. Днище залатали - "Заря" снова вышла в рейс. В этот сезон у теплохода отказал двигатель. Ремонт - считают арендаторы судна - бессмысленен.

- Сколько бы мы не ходили на этом хламе, когда то это все таки закончится. Сейчас «Заря» уже скончалась. Купим мы опять новый двигатель весной, будем маяться ставить, - рассказывает арендатор "Зари" Алексей Степанов.

Второе судно - Капитан Митягин - тоже в этому году вышло из строя, и на своем веку повидало немало ремонтов. Очередной был по осени. Ресурс у техники давно выработан.

- "Капитан Митягин» у нас 1978 года постройки, а теплоход «Заря» 1985 года постройки, Конечно у них на 100 процентов выработан моторесурс, и в ближайшее время мы планируем провести замену двигателей, по предварительной стоимости общая замена двигателей составит более трёх миллионов рублей, - рассказал глава Онежского района Иван Гришин.

Средств муниципальных на это нет, администрация Онежского района будут просить помощи у регионального правительства. А с учетом того, что ранее работавший буксир «Александр Кучин» навсегда покинул Онежский порт, нужно строить и судно ледового класса. Жители уже не раз писали просьбы в правительство региона и администрацию района.

Масштаб проблемы нетрудно представить: на левом берегу в Онеге проживает больше 500 человек. Остается ждать, когда замерзнет река. Пока рейсы на Левый берег выполняются только утром и опять же - все зависит от погоды. И состояния плавучей техники.

- Итак, мытарства жителей с 2014 года, когда забрали буксир "Александр Кучин". Обещали другой, но ничего не появилось взамен. Почему нет возможности помочь в приобретении новых пассажирских судов для Онеги?

- Да, Алексей, я согласен, что проблема есть. Мы рассматриваем варианты вместе с муниципальным образованием. И на наш взгляд, как раз тот закон, который вступил в силу, позволит начать обеспечивать безопасную перевозку. Основное в законе направлено на то, чтобы у нас была открытая конкурентная среда. То есть, не чтобы с кем захотел с тем и заключил муниципалитет контракт. Это будет открыто вывешена цена контракта, проведен аукцион. Тот, кто выиграет этот аукцион, тот и выйдет на обслуживание данной линии. Не факт, что выйдет тот перевозчик, который на сегодняшний день обеспечивает перевозку пассажиров. Возможно, из другого района зайдет перевозчик. Я не скажу, что водные перевозки – это прибыльный бизнес. Это, наоборот, в самом начале очень даже убыточный бизнес. Если говорить о всей маршрутной сети Архангельской области, то у нас 19 межмуниципальных переправ и 14 муниципальных. То есть, министерство транспорта обеспечивает 19 переправ, регулирует тарифы. В текущем году у нас предусмотрена субсидия на компенсацию выпадающих доходов в размере 99 миллионов рублей. На 2019 год предусмотрена субсидия перевозчикам в размере 106 миллионов рублей. То есть, эта субсидия с каждым годом растет. Если мы будем в соответствии с законодательством обосновывать цену контракта, увеличивая требования к судам, то эта сумма будет и дальше расти. Без помощи региональной власти очень сложно.

- Миллионы мы тратим на буксиры, на наведение переправ - не просчитывались ли варианты возведения мостов вместо ежегодных эпопей с переправами, нет таких перспектив в будущем?

- Безусловно, я согласен. Мы эти вопросы рассматриваем, но возьмем живой пример. Если мы будем строить мост на Кегостров, то тут есть несколько проблем. Первая – финансовая. Если без каких-либо транспортных развязок, то это выйдет на 10-12 миллиардов рублей. Вторая – техническая. Поскольку у нас постоянно ходят суда по Северной Двине, то нужно еще и высокий мост делать или разводной. Тут будут огромные траты, которые не соизмеримы с покупкой нескольких судов. Мы прорабатывали вопрос и в других муниципальных образованиях по наплавным мостам. Допустим, если мы Кегостров установит наплавной мост, то у нас прекратится работа 10 компаний водного транспорта. А снижение налоговой базы для субъекта очень критично. В других субъектах Архангельской области мы прорабатываем такие вопросы. Я бы хотел отметить, что понтонные мосты тоже не дешевое удовольствие. Но мы организуем перевозку по региональным переправам. У нас 7 понтонных мостов и 3 паромных. На все эти переправы в текущем году у нас предусмотрено 72 миллиона рублей. И это бесплатная переправа для жителей.

- Олег Владимирович, мы понимаем, что вопрос водного транспорта очень тяжелый. Но изменения начались. Будем надеяться, что областной закон, который вступил в силу, как-то сподвигнет и областную власть, а так же привлечет к нам инвесторов. А сейчас мы благодарим, что Вы пришли к нам сегодня в студию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.