Через два года Архангельскому траловому флоту — одному из флагманов отечественной рыбной промышленности — исполнится 100 лет. За всё время существования предприятия пришедшееся на 2004–2014 годы десятилетие стало едва ли не самым сложным временем. Одна из главных причин глубокого кризиса — введённые в 2001 году на трёхлетний период аукционы на вылов рыбы.
В 2014 году нынешние акционеры АТФ принимали предприятие в предбанкротном состоянии. Руководитель Тралфлота Алексей Заплатин вспоминает, что к тому времени некоторые суда уже годами простаивали, не выходя в море, и успели заржаветь и в буквальном смысле зарасти кустарником. Рыбный порт и ремонтная база не были нагружены. Работники оказались без зарплаты. Компания — в долговой яме.
С той печальной, постаукционной поры многое изменилось. Инвестор вдохнул жизнь в предприятие. Правда, реанимация обошлась дорого. Акционеры ежегодно вкладывали в АТФ миллиарды. С 2015 года к настоящему времени в промысловый флот было инвестировано почти 11 миллиардов рублей. Береговая инфраструктура тоже нуждалась в обновлении: в её ремонт и модернизацию вложили 436,3 миллиона рублей.
Поморские рыбаки несут высокую налоговую и социальную нагрузку. Скажем, только в 2016 году Тралфлот выплатил 547 миллионов рублей налога на прибыль (для сравнения в постаукционном 2013-м — ноль рублей).
На АТФ отдают должное и молодым работникам, и ветеранам. Северяне ценят Тралфлот не только благодаря его отменной продукции, многие знают об оказываемой им спонсорской, благотворительной, гуманитарной помощи. Предприятие вкладывает десятки миллионов рублей в социально важные, культурные и спортивные проекты в Архангельске и за его пределами. Совсем немного примеров. АТФ оказывал спонсорскую помощь в изготовления памятника Соловецким юнгам. При поддержке компании была обустроена детская площадка «Шхуна» и площадка для стритбола на Варавино-Фактории, детская площадка в посёлке Силикатчиков. Предприятие помогло открыть современный электронный читальный зал в Архангельском морском рыбопромышленном техникуме. Оказывалась помощь школе № 26, детским садикам «Клюковка», «Росточек» и многим-многим другим.
На предприятии уверены, что все эти позитивные достижения стали возможными благодаря умелому руководству, своевременным капиталовложениям и ещё одному простому, но крайне важному производственному аспекту — стабильной добыче рыбы. А он был гарантирован историческим принципом распределения биоресурсов.
Сами рыбаки считают, что, ставя исторический принцип под сомнение, инициаторы возобновления аукционной системы в федеральных министерствах и ведомствах, могут просчитаться с последствиями для отрасли и социальной сферы. Сиюминутные сборы с аукционов затмят массовые разорения рыбопромысловых компаний. Обрушится и вся кропотливо созидаемая социальная конструкция последних лет. В Тралфлоте, например, уверены, что все социальные проекты придётся свернуть, чтобы аккумулировать средства для покупки на аукционах необходимых для выживания предприятия объёмов рыбы под вылов.
Особо сложные времена могут наступить для беломорских колхозов. Море и рыба там позволяли содержать сельское хозяйство и социальную инфраструктуру поселений. И, пожалуй, это самая яркая иллюстрация того, как исторический принцип может работать на благо общества. Рыбаки помогают школам и детским садам, ремонтируют дороги. Архангельский рыбакколхозсоюз инвестировал немалые средства в наладку мобильной связи на прибрежных поморских территориях. Введение аукционов поставит большой знак вопроса над всем этим.
Председатель союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика поясняет, что в случае введения аукционов колхозники заведомо окажутся в проигрыше. Ведь у них в структуре расходов — не только издержки по профильной промысловой деятельности, но и содержание фермы, зарплата сельхозработников и многое другое. Такое предприятие как колхоз изначально находится «в минусе» по сравнению с теми, кто не обременён сельским хозяйством.
Выбор невелик. Либо не идти на аукцион, а это потеря ресурса и бизнеса. Либо — закрыть непрофильные и недоходные производстве.
В онежском колхозе имени Ленина сейчас содержатся более 200 голов крупного рогатого скота. Работающих — около 60 человек. Колхоз уже теряет часть диверсифицированного производства — деревообработку: аренду леса не пролонгировали.
— Безусловно, есть риск, что придётся сокращать поголовье, прогнозирует негативные последствия от угрозы введения аукционов на рыбу председатель колхоза Андрей Юрченков.
Впрочем, есть у рыбаков и разумные предложения. Например, в Тралфлоте говорят, что если государство считает, что у рыбаков появились сверхдоходы, которые важны для бюджета страны, то лучше воспользоваться налоговым механизмом, а не аукционом на биоресурсы. По крайней мере, налоги позволят предприятиям вести долгосрочное планирование. А это самое важное при реализации инвестиционной стратегии. Как-никак инициированная государством масштабная модернизация промыслового флота сейчас в самом разгаре.