На неё съехались художники, дизайнеры, модельеры, ремесленники и представители креативных объединений России и Норвегии. В их числе — представители фестиваля Barents Spektakel и русско-норвежская группа кураторов из Киркенеса Pikene på Broen («Девушки на мосту»), фонд «Наследие Севера» и объединение дизайнеров и художников-концептуалистов «Культура быта. Север» из Кронштадта, а также молодое поколение московской Мастерской ТАФ, модный бренд FY: R, Школа северного дизайна из Екатеринбурга и поморские мастера и мастерицы. Например, Надежда Пономарёва из «Северной мануфактуры» и создатели тёплых украшений из войлока «Соль».
Маленький мурманский посёлок Никель, расположенный на границе с Норвегией, на карте смыслов Арктического форума искусств представил центр «Вторая школа» — общественное пространство, где можно заниматься чем захочешь — от йоги до современного искусства. Центр открылся в декабре 2017-го.
— Наше общественное пространство открыто для всех творческих людей и обычных никельчан, на которых периодически находит вдохновение, — рассказала директор «Второй школы» Екатерина Тонкопий. — Они приходят к нам на мастер-классы, на лекции, на фестивали. В центре работают оздоровительный проект «Колесо Сансары», языковой клуб, вокальная студия, школа блогинга, кухня коммуникаций. Все эти мероприятия рождаются из гражданских инициатив. На всех нас иногда снисходит вдохновение, и мы предоставляем возможности для реализации. Даже сегодня мы предлагаем посетителям ярмарки смастерить снегиря или взять с собой заготовку для ёлочной игрушки.
А дважды в год, летом и зимой, центр проводит арт-резиденции для художников из разных уголков России и зарубежья — «Полярный день» и «Полярная ночь».
— К нам приезжают художники, и в результате рождаются креативные выставки, потрясающие арт-объекты, которые радуют глаз и возрождают жизнь в нашем посёлке — маленьком, уютном, которым наши люди очень гордятся, — добавила Екатерина Тонкопий.
Центр — это живой пример сотрудничества креативного сообщества и бизнеса: финансовую поддержку ему оказывает градообразующее предприятие — «Норникель».
— Наше градообразующее предприятие с удовольствием поддерживает наши праздники, организует для нас различные фестивали, — отметила директор «Второй школы». — Например, гастрономический фестиваль «Русский Север», на котором профессиональные повара учат нас готовить блюда с морошкой, брусникой, олениной, сёмгой.
Московская архитектурно-дизайнерская мастерская ТАФ поделилась на форуме своим опытом художественного освоения каргопольской деревни Ошевенск. Дизайнерское поселение ТАФ-Ошевенск из 15 бережно сохранённых домов уже более 20 лет является летней базой мастерской.
— Сегодня это арт-база, открытая для творческих людей, — пояснил представитель молодого поколения ТАФ Александр Ермолаев-младший, — где мы на примере северной культуры, архитектуры, среды и атмосферы учим сегодняшних людей тому, насколько это уникальный мир, который сам по себе может привить особую философию существования — в естественности, простоте, взаимодействии с природой. Кроме того, мы открываем какие-то пространственные, дизайнерские вещи, сокрытые в крестьянской утвари, домах. Это очень поучительно сегодня с точки зрения экологии жизни и проектирования.
В августе 2019 года в Ошевенске откроется недельная «Северная мастерская» — протопогружение для всех желающих.
— Косить траву, печь топить, в бане мыться — я это называю русской медитацией, — сказал Ермолаев-младший. — Это должно быть огромным трендом, а он какой-то мутный, как всё у нас в России.
Участницей ярмарки креативных индустрий также стала создательница московского бренда одежды FY: R, модельер Светлана Сальникова, которая черпает модные идеи из истории костюма Русского Севера. Хотя изначально бренд наследовал, скорее, скандинавский минимализм. Даже его название происходит от шведского слова «маяк».
— Потом я поняла, что в Скандинавии мне лично не хватает романтизма, широты русской души — знаете, взять билет в один конец, — рассказала Светлана. — У скандинавских людей я этого не чувствовала и решила обратиться к корням. Мой папа родился около Новодвинской крепости, всё детство прожил в Северодвинске и потом переехал в Москву. Когда два года назад я начала делать летнюю коллекцию, я решила обратиться к истории и культуре Севера. И удивилась, насколько здесь всего много — даже не с точки зрения формы, а с точки зрения быта людей. Здесь не было крепостного права, здесь было равноправие между полами. Мне очень понравилось, что люди живут тут не потому, что им здесь комфортно, а потому что их что-то держит — море, свобода. Мне показалось, что об этом нужно рассказывать, что это очень актуально для мира вообще.
Светлана Сальникова создаёт вещи по образу и подобию русского сарафана, рубашки, душегреи и шугая. Но ей принципиально важно, чтобы в её одежде люди могли выйти на улицу.
— Для меня это критично: одежда не должна быть музейным экспонатом, её нужно носить, — сказала модельер. — И не важно, где: на вечеринке или где-либо ещё. Лично у меня довольно свободное отношение к стилю: я ношу русскую рубаху с джинсами и меня это никак не коробит. Но большинству людей нужно что-то более понятное. Хотя мне кажется, что эта грань в какой-то момент может стереться: человек будет с гордостью надевать русскую рубаху и чувствовать себя комфортно. Мы можем этому помочь, но я к этому иду очень постепенно.
За конкретной вещью у Светланы подчас скрывается целая история.
— Я по-прежнему люблю минимализм: форма очень чистая, и за ней стоит большое исследование, о котором я рассказываю, например, у себя в Instagram, — рассказала Светлана. — Но если человеку не нужна эта история, он просто наденет платье. Но большинство людей, которые приходят ко мне, всё равно вдохновляются Севером и хотят узнать про него побольше.
Светлана Сальникова часто работает в коллаборациях с другими дизайнерами. Так, принт для одного из платьев, вдохновлённый северными хороводами, создала московская художница-иллюстратор, которая занимается цифровым искусством.
Также модельера связывает коллаборация с ещё одними участниками ярмарки креативных индустрий — фондом «Наследие Севера», который наладил производство тканых половичков из ветоши. Люди приносят в московские пункты сбора рваные футболки, майки, рубашки и прочее тряпье. Затем всё это вторсырьё отправляется не куда-либо, а в Ошевенск, где бабушки-ткачихи превращают его в цветастые половички на старинных станках. Кстати, соучредитель фонда Олеся Белова — уроженка Тольятти, — сама перебралась из Москвы в Ошевенск на ПМЖ.
Половички даже не обязательно ткать из отходов натуральных тканей. Учредитель фонда Ирина Мещанинова-Межинская рассказала, что знает одну бабушку на Пинеге, которая соткала такой предмет домашнего текстиля из полиэтиленовых пакетов.
Светлане Сальниковой этот механизм вдумчивого экологичного вторичного использования очень понравился: она стала сдавать на переработку северным бабушкам остатки от раскроя лекал.
— Сегодня я впервые увидела, что из этого получилось, — рассказала Светлана, раскладывая перед собой половичок. — Я хочу сделать из этого одежду. Получается такая sustainable-история: вся ткань уходит на продукт, ничего не выбрасывается.
Ярмарка креативных индустрий будет работать и в последний день Арктического форума искусств с 10:00 до 18:00. Кроме того, завтра опытом переосмысления северного костюма в моде поделится уже местный дизайнер. Модельер Анна Злотко представит коллекцию одежды «Былинная».