Общество
Всем миром 2.0: что такое краудфандинг и кто им пользуется в Архангельской области?

Всем миром 2.0: что такое краудфандинг и кто им пользуется в Архангельской области?

21.11.2018 11:46
Направив свои усилия в нужное русло с помощью краудфандинга можно получить поддержку почти любому проекту.

21 ноября на краудфандинговой платформе Планета.ру закончился сбор по проекту «Солеварня „Лямецкое усолье“». Об инициативе по восстановлению старинного беломорского ремесла, солеварни, в октябре нам рассказала «Правда Севера». Но автор проекта Виктория Шестакова не дожидалась окончания сбора. За неделю до финиша она отчиталась у себя в фейсбуке, что все необходимые средства собраны. Это первая попытка Виктории собрать на что-то денег всем миром и сразу успех!

Солеварня. Фрагмент гравюры из фондов МБУ «Краеведческий музей "Поморье" Кемского муниципального района».Солеварня. Фрагмент гравюры из фондов МБУ «Краеведческий музей „Поморье“ Кемского муниципального района».

Получается, чтобы реализовать мечту, надо всего лишь попросить денег у незнакомцев в интернете? Ведь именно это называется краудфандингом — объединение коллективных усилий (финансовых и не только) для достижения какой-то цели.

Но не всё так просто, уверяют многочисленные краудфандеры, пытавшиеся собрать средства на реализацию своих задумок. Мы поговорили с несколькими инициативными людьми у нас в регионе, которые пытались привлечь средства для своих проектов. Они рассказали, что может пойти не так и как сделать сбор по-настоящему успешным.

Как это работает?

Если упрощённо, то работает это так. Активный гражданин обращается к одному из сайтов — площадок краудфандинга. Там он излагает свою идею, описывает, какой проект он хочет реализовать, сколько для этого нужно денег, и на что эти деньги будут потрачены. Кроме того автор проекта перечисляет вознаграждения (образцы будущей продукции, сувениры, мелкие услуги), которые готов предоставить тем, кто проект поддержит. Страница с описанием попадает в общий каталог, и посетители сайта могут выбрать из всех проектов, кого же они поддержат своим переводом.

Как в глобальном интернете, так и в рунете, появились такие площадки для сбора средств, среди которых Бумстартер, Планета.Ру, Круги, StartTrack и многие другие, специализирующиеся на проектах отдельных тематик и способах поддержки авторов.

Для начала нужна правильно поставленная идея

Очевидным применением коллективных денег, по сути пожертвований, могут быть цели благотворительного характера. Менеджер проектов и программ Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Анастасия Чепиль провела уже не одну успешную кампанию. Её работа — помогать другим, тем, кому помощь очень нужна, но взять её негде. Это, например, Лев Зимич, который попал в передрягу, а вышел из неё прикованным к кровати без способности самостоятельно дышать. Ему требовалось оборудование, которое помогло бы ему жить и куча расходных материалов для него. У дружной семьи мальчика просто не осталось средств на это всё. Или наоборот, Арсений здоровый, очень талантливый юный музыкант, но из малообеспеченной семьи. Он уже вырос из учебных инструментов, ему нужна хорошая концертная гармонь, только стоит она неподъёмных для семьи денег.

Анастасия Чепиль представляет проект на конференция «Благотворительность в провинциальной России». Фото из личного архива Анастасии Чепиль.Анастасия Чепиль представляет проект на конференции «Благотворительность в провинциальной России». Фото из личного архива Анастасии Чепиль.

Приведённые примеры — это правильные истории, рассказанные на площадке для краудфандинга. Описание одного проекта даёт понять, что на месте покалеченного мальчишки может оказаться любой, при этом жизнь этого любого будет зависеть от набора пластиковых трубок. Другая история — это реализация детской мечты. Если не помочь, мечта упрётся в тесные стены финансовых трудностей. А ведь парень способен очень на многое, гармонь в его руках поёт, он вырастет в звезду сцены, стоит ему только дать в руки достойный его таланта инструмент.

Но одной идеи недостаточно. Важно её правильно сформулировать.

Фёдор Оняков, основатель уже коммерческого проекта, сайта kuda29.ru, описал свой первый и неудачный опыт краудфандинга как раз проблемами с описанием проекта. На странице проекта он не смог просто объяснить, для чего собираются деньги. Но это был опыт, который позже помог успешно завершить сбор для следующего проекта.

Нужны время и команда

Отличная идея и внятное описание планируемого результата — это необходимый минимум. Но и этого как правило недостаточно.

«Му-Концерт» – мероприятие в поддержку проекта «Му-Музей». Фото ИА Регион 29.«Му-Концерт» — мероприятие в поддержку проекта «Му-Музей». Фото ИА Регион 29.

У предпринимательницы их Холмогорского района Алёны Кривоносовой была идея, было и видение результата. Её Му-Музей должен был прославить холмогорскую породу коров и стать ещё одной точкой притяжения туристов в Холмогорском районе. Но не срослось. Два других бизнеса отнимали массу времени и сил. Выбирая между журавлём в руках и другой птицей в небе, Алёна предпочла надёжного журавля. Для проекта требовалась большая и надёжная команда, требовалась всесторонняя поддержка, но получилось лишь разозлить конкурентов по «музейному бизнесу» в районе, которые тут же начали вставлять палки в колёса.

Фёдор Оняков поддерживает идею краудфандинга. Свои неудачи с первым проектом он также связывает с отсутствием надёжной сети партнёров. Он рассчитывал на коллективный интернет-разум, его сайт привлекает десятки тысяч посетителей. Но посетители оказались не заинтересованы в инвестициях в проект (предприниматель рассматривает привлечённые с помощью краудфандинга средства именно как микро-инвестиции). Посетителям сайта нужен был бесплатный информацонный продукт, а вовсе не соучастие в бизнесе.

А все успешные проекты наоборот — основаны на работе с широкой сетью доброжелателей. Центр «Гарант» имеет обширную партнёрскую сеть и обладает солидным медиаресурсом, работающими социальными сетями. Куда29 скрупулёзно выстраивал партнёрские связи, обновлял старые контакты, пользовался каждой доступной публичной площадкой для презентации своего проекта. Виктория Шестакова также рассчитывала на заранее выстроенную сеть партнёрских организаций и лидеров общественного мнения, сотрудничала со СМИ.

Фёдор Оняков с командой.Фёдор Оняков с командой.

Что может пойти не так?

Люди, к которым мы обращались с просьбой рассказать об опыте в краудфандинге, о его подводных камнях, очень живо реагировали на нашу просьбу. Тема интересная, необычный опыт. У всех сбор проходил по-своему, со своими особенностями и нюансами.

Один из авторов проекта пытался провести сбор на коммерческий проект в декабре. В это время люди покупают подарки, готовятся к Новому году. Они, возможно, на новогоднем настроении пожертвовали бы какие-то суммы на социальный проект, но микро-инвестировать в чужой бизнес-проект — сложно.

Один из наших собеседников столкнулся с тем, что нужную сумму так и не удалось собрать, но его проект с финансированием из другого источника был реализован в другом месте и другими людьми. Идеи попросту украли.

Другая проблема — это предоставление вознаграждений. Многие проекты после реализации подразумевают высылку чего-то материального жертвователям-соинвесторам. Один из наших собеседников заметил, что порой почтовые расходы и должная упаковка таких материальных благодарностей встаёт в непредвиденно серьёзную сумму, когда жертвователь оказывается из отдалённой или труднодоступной местности.

Холщёвый мешочек с 450 граммами соли, выработанной по традиционной технологии, – вознаграждение жертвователю 900 рублей на проект по воссозданию солеварни. Фото Виктории Шестаковой.Холщёвый мешочек с 450 граммами соли, выработанной по традиционной технологии, — вознаграждение жертвователю 900 рублей на проект по воссозданию солеварни. Фото Виктории Шестаковой.

Ещё одна трудность — это эволюция проекта. Идея не останавливается на этапе начала сбора. Проект дорабатывается, усложняется, разрастается. В итоге выходит, что организаторы собирают средства вовсе не на то, что собираются сделать в конечном итоге. Выхода остаётся два: либо отказываться от этой эволюции и реализовывать устаревшую версию проекта, либо отвечать перед площадкой и жертвователями.

Ещё люди боятся больших сумм. Собрать два миллиона сложнее, чем собрать 200 тысяч. «Градусник» проекта бежит слишком медленно, инвесторы из-за этого перестают верить в его успех, площадка тоже не хочет рекламировать безнадёжные (если верить динамике) проекты. Возможно, помогает дробление большого проекта на задачи, но это возможно не всегда.

Наконец, вознаграждения, которые инвестор-жертвователь получает в обмен на поддержку, должны быть интересны, понятны, применимы, в идеале — уникальны. Как поморская соль или рингтон для телефона, индивидуально записанный гармонистом Арсением.

Впрочем, всё перечисленное — не аксиомы.

Это сложно, но полезно

Краудфандингом в регионе занимаются разные люди: предприниматели, благотворители, просветители, изобретатели, художники и артисты, просто увлечённые северяне. Получается не у всех. Но пользу отмечают большинство. Те, у кого проект взлетел, в будущем будут пробовать ещё. Выгода для дела здесь не только и не столько в деньгах. Деньги воспринимаются скорее, как приятный бонус, награда за усилия, за те вложения, которые сделаны в проект, как дополнение или софинансирование. В крайнем случае, как финансовая основа для будущего большого проекта. Никто из собеседников не заявил, что сбор покрыл все расходы на проект (но такое тоже бывает).

Виктория Прохорова с уловом. Виктория Шестакова с уловом.

Главным же образом, любой сбор — это возможность освежить партнёрскую сеть. Это — повод зайти в дверь, в которую давно не заходили. Для кого-то это шанс рассказать о себе и своей работе заметно менее тривиально, чем просто реклама.

А ещё это возможность протестировать идею на людях. Да, это не самые средние люди. Но всё же. Авторы проектов могут получить отзывы о своей идее. Действительно ли она такая захватывающая, как они о ней думают, или задумка вовсе не трогает сердец широкой публики.

В любом случае, краудфандинг — это шанс реализовать себя, получив поддержку. Его надо пробовать, десятки удачных проектов даже в нашем регионе, в том числе выполненные людьми, которые впервые с ним столкнулись, это подтверждают.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.