В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Экономика
Развитие ключевых арктических проектов обсудили в Архангельске

Развитие ключевых арктических проектов обсудили в Архангельске

18.10.2018 15:57Наталья ОВСЯННИКОВА
В областном центре стартовал VI международный форум «Арктические проекты — сегодня и завтра».

Участие в нём принимают предприятия Архангельской области, Москвы, Санкт-Петербурга, ЯНАО, а также представители правительства РФ и регионов.

С приветственным словом на открытии форума выступил губернатор Архангельской области Игорь Орлов. 

Он сообщил, что мероприятие стало ежегодной площадкой для взаимодействия представителей бизнеса, работающих в Арктике. Глава региона озвучил национально значимые проекты, которые можно назвать ключевыми и для нашей области.

— Это разработка Павловского месторождения на Новой Земле, создание глубоководного района морского порта «Архангельск», железнодорожной магистрали «Белкомур». Создание современного государственного производственно-логистического комплекса, центров координации перевозок в Арктике. Это и научно-туристические многоцелевые автономные комплексы в высокоширотной Арктике, — сообщил Игорь Орлов.

Он заметил, что развитие этих проектов помогает совершенствовать другие начинания в сферах добычи природных ресурсов и транспортной логистики.

— Полученный регионом за последние 15 лет опыт работы в высокоширотной Арктике — на Ямале, в НАО, Мурманской области, — имеет огромную ценность. Архангельский транспортный узел, который формировался на протяжение более 80 лет, — неотъемлемая часть Арктической транспортной системы России, — подчеркнул губернатор.

По его словам, для развития всех отраслей экономики в нашем регионе необходимо реализовывать комплексные транспортные проекты, объединяющие железную дорогу, морской и автомобильный транспорт в единую систему логистических узлов.

Также глава региона заметил, что объёмы перевозок грузов в Арктику должны продолжать расти с каждым годом.

— Созданы благоприятные условия, чтобы выполнять эту функцию в расширенном объёме. И мы, безусловно, ведём переговоры для приёма дополнительных грузов, — сказал губернатор.

Что касается развития рыбохозяйственного комплекса, то, по статистике, существующие меры поддержки позволяют предприятиям Архангельской области добывать 24 процента от общего количества вылова в Северном рыбохозяйственном бассейне.

— Более 180 хозяйствующих субъектов занимаются в рыбохозяйственном комплексе, среди них восемь рыболовецких колхозов. Океанический промысел ведут 19 рыбодобывающих предприятий, в том числе семь рыбколхозов. Промышленное и прибрежное рыболовство в морских водах ведётся с использованием 16 собственных судов. Общий объём вылова в 2017 году составил 140 тысяч тонн, — сообщил глава региона.

В своем выступлении он рассказал о том, что для развития отрасли реализуются инвестиционные проекты, а также ведётся строительство пяти высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота. Одним из важных итогов минувшего года стало успешное проведение кампании по закреплению на 15 лет рыбных квот для предприятий, заметил губернатор.

Амбициозные цели и задачи

Как подчеркнул модератор пленарного заседания, директор информационно-аналитического центра государственной комиссии по вопросам развития Михаил Ремизов, перед страной поставлена цель — добиться грузопотока в акватории Северного морского пути к 2024 году до 
80 миллионов тонн. Для этого необходимо создать соответствующую грузовую базу.

— Другая проблема — какое социально-экономическое наполнение должен иметь этот грузопоток. Главное, чтоб эти грузы перевозились больше под российским флагом, на судах, построенных на российских верфях. Нужно, чтобы учитывались потенциалы развития для прилегающих территорий, занятых в логистике, — отметил Михаил Ремизов.

Перед страной стоят и три задачи: круглогодичная эксплуатация северного морского пути с превращением его в национальную транспортную магистраль, эффективное и безопасное освоение ресурсов Арктической зоны, расширение географии транспортной сети для обеспечения доступности грузовых и пассажирских перевозок.

— Роль РФ в освоении Арктического шельфа диктует необходимость создания мощного ледокольного флота, плавучих электростанций, технических средств для добычи и транспортировки углеводородов, — сообщил Михаил Ремизов.

О мерах государственной поддержки в Арктике рассказал начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники минпрома РФ Василий Нецветаев.

Он подчеркнул, что для поддержки транспортных и рыбопромышленных предприятий предусмотрены различного рода субсидии на оплату процентов по кредитам и лизинговым платежам для приобретения новых судов, на их строительство. Сообщил он и о новой мере поддержки — инвестиционных квотах на вылов биологических и водных ресурсов.

— В 2017 году субсидии составили более двух миллиардов рублей. Для развития судостроения с 2008 года выделено уже 14,8 миллиарда рублей. 14 судов в настоящее время строятся, ожидаем до 2030 года строительство ещё 68 судов на сумму более 70 миллиардов рублей, — подчеркнул Василий Нецветаев.

На форуме обсудили приоритетные арктические проекты. Один из — проект разработки Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле. Отметим, что на месторождении есть большие запасы цинка, свинца и серебра.

Генеральный директор АО «Первая горнорудная компания» Александр Лукин сообщил, что до конца этого года пройдёт защита проекта, затем ожидается экспертиза. Строительство Павловского горно-обогатительный комбината планируют начать в 2020 году. А первая продукция, предполагается, выйдет в конце 2023 года.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.